Один комментарий к Вопрос священнику

  1. Лариса:

    Здравствуйте,батюшка!В предверии Нового года на предприятиях,в частных компаниях проходят так называемые корпоративные вечеринки.Как поступить православным сослуживцам в данной ситуации-душе своей не навредить-идёт Рождественский пост,и не быть белой вороной,не отрываться от коллектива.Понятно,что не возможно служить двум господам.Очень бы хотелось узнать Ваше мнение по этому поводу.Спасибо за ответ.

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Лариса!
      Как говорил прп. Иоанн Дамаскин: «Если бы в посту все дело было в еде, то святыми были бы и коровы». Когда мы говорим о посте, то всегда «сваливаемся» к разговору о еде, однако пост — это, в первую очередь, особая работа над свей душой. В этом смысле было бы неплохо и вовсе не ходить на корпоратив. Однако, если не пойти невозможно, то среди своих сослуживцев не надо показывать всем своим видом, что вы поститесь, а просто воздерживайтесь от употребления скоромной пищи. Вспоминайте слова Христа: «Когда же поститесь, не делайтесь как лицемеры сумрачными; ибо они искажают лица свои, чтобы показать себя людям постящимися. Истинно говорю вам, они получили награду свою. Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твое умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе» (Мф. 6:16-18).

  2. НИКОЛАЙ:

    Отец Димитрий здравия желаю, стоимость поездки в Оптину подразумевает и проживание в гостинице,или ночлег надо оплачивать отдельно?

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Николай! Стоимость поездки включает в себя оплату автобуса, гостиницы, двухразовое питание и экскурсию по монастырю. Также в эту сумму включено проживание и питание водителя.

  3. Ирина:

    Здравствуйте, Батюшка!! Извините- а можно я задам 4 вопроса? если будет возможность и время- ответьте на какие захотите )))

    1. почему в церковной жизни, в Евангелие, в книгах находится много противоречий? По моему мнению… Ну например- то сказано Почитай отца и мать своих. А то — Да отлепится жена от родителей своих и прилепится к мужу своему. У меня родители были очень против моего первого молодого человека (до моего второго мужа) по причине его судимости, но если речь шла о любви- то вроде как нужно было идти только за мужчиной. А если о воле и разуме родителей-то я их обижала. И так далее…. То не велено женщине заходить в храм и причащаться во время женских дней (хотя сейчас уже читала много разных мнений на этот счет) — но а то как та женщина, что исцелилась, что кровила, а прикоснулась к Христу- и он сказал что по вере ее дано ей….
    И так далее. Получается в каждом примере подходит своя фраза, своя мудрость — но они порой как бы совершенно противоположные. Как же это понимать?

    2. Давно интересуюсь -вот сказано, первый человек на Земле был Адам. Затем Бог создал для него жену Еву. У них родилось два сына — Каин и Авель- при чем Авель был убит. Так а откуда же дальше пошел род человеческий? если остались отец, мать и сын? Или были еще люди- просто нам об этом ничего не сказано?

    3. На днях увидела в передаче сюжет про то, как невинно убили молодого человека в драке- вышел молодой водитель, ударил его за то что тот не так перешел дорогу и мужчина умер. Он был учитель. Мне очень его жалко, как то очень в душу запало -а могу я допустим за него подать записку, поставить свечку в храме? Или это недопустимо? ведь я не знаю например крещен ли он? и какой вообще веры. По сюжету очень порядочный парень Михаил. Да и могу ли я о совершенно постороннем человеке брать на себя такую роль?

    4. Куда можно деть огарочки свечек, когда я молилась дома. В домашней молитве зажигаю свечу, когда она догорает, остаются огарочки- выбросить в мусоропровод как то рука не поднимается. Святую воду слышала можно вылить в ванную когда купаешься или полить цветы. А свечки куда? Отнести в храм? Но так же в Москве однажды видела храм, где написано что нельзя даже свечи приносить купленные вне этого храма.

    Простите за данные вопросы. Но просто давно интересуют — иногда все хотела дозвониться на радио Радонеж задать их священнику, но дозвониться не получается -а интересно было бы узнать ответы.

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Ирина!
      1. Перечисленные вами «противоречия» — во многом от недопонимания. Например, при изучении Священного Писания, во-первых, нельзя вырывать фразы из контекста, а во-вторых, нужно стараться толковать их исходя из святоотеческой традиции (то есть руководствуясь комментариями тех, кто лучше всего знал, о чем идет речь: апостолов, мужей апостольских, святых отцов). Ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Для лукавого нет более удобного орудия для совращения людей, чем Священное Писание». О «женских днях» уже дан развернутый ответ в начале рубрики «Вопрос священнику».
      2. Если ничего не сказано о других детях, то это не означает, что их и не было вовсе. Бытописатель упоминает только ключевые лица, которые важны для повествования (с духовной точки зрения). У Адама и Евы, по святоотеческому толкованию, были еще дети (сыновья и дочери).
      3. В Церкви (с греч. «собрание») молятся только о членах Церкви, именно поэтому в записках можно писать только имена крещеных людей. Что касается молодого человека, упомянутого вами, то, если есть желание, вы можете помолиться о нем в своей личной/домашней молитве.
      4. Огарки от свечей можно принести в храм, где для них есть специальные контейнеры.

  4. Елена:

    Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. После крещения сына, грудничка, хочу его причастить. Можно ли причастить ребенка, и не причащаться самой? И… Есть ли поблажки в посте перед причастием для кормящих мам? В продуктах: мясо, рыба, молочные продукты. Что-то можно, или все нужно исключить? В сроке говенья: неделю, 3 дня, 1 день, или можно вообще не держать пост. Спасибо за ответ!

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Елена!
      Для того, чтобы причастить своего ребенка, самой причащаться не обязательно. Пост для кормящих мам обычно послабляется: рыбу и молочные продукту кушать можно. От мяса было бы неплохо воздержаться, но здесь необходимо смотреть на самочувствие мамы и ребенка (все очень индивидуально). В посте самое важное — ваше внутренне говение, душевное состояние. Более подробно о том, как кормящей маме жить церковной жизнью можно почитать здесь.

  5. НИКОЛАЙ:

    Отец Димитрий было бы не плохо,если Вы опубликовали бы расписание поломнических поездок,хотя бы до половины 15-го года на сайте.

    • Священник Димитрий Поповский:

      Благодарю, Николай, за пожелание! Попробую что-нибудь придумать.

  6. Юрий:

    Уважаемый о. Димитрий!
    Подскажите, пожалуйста, какие шаги можно предпринять. Я давно стараюсь решить для себя вопрос веры: читаю христианскую литературу, много и увлеченно слушал лекции проф. Осипова и др. Иду и иррациональным, и рациональным путем. На иррациональном уровне я вижу красоту и глубину, даже возможно, святость нравственного христианского учения и хочу следовать ему. А на рациональном уровне я дошел только до признания единого нравственного закона во всех людях, что в начале творения должна была стоять творческая сила. Но этого мне недостаточно для убежденности во всех догматах. Таким образом, я верующим себя назвать не могу, но нахожусь в поиске. Я вижу искажения мирской жизни и меня привлекает христианская община. Но и в таинствах участвовать не могу без веры, даже в исповеди. Что бы вы посоветовали?

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте Юрий!
      Могу посоветовать Вам предпринять несколько действий. Во-первых, не стесняйтесь участвовать в богослужении. За литургией до определенного момента (возгласа «Елицы оглашеннии изыдите…») могут молиться абсолютно все желающие, даже некрещеные. Ведь именно в молитве, тем более соборной («Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»,- говорил Господь), мы познаем нашего Творца. Как говорили святые отцы: «Истинный богослов тот, кто истинно молится».
      Во-вторых, рекомендовал бы вам пообщаться со священником лично, так как через устную беседу можно очень многое «расставить по своим местам».

      • Юрий:

        Спасибо за ответ. Хочу только уточнить, возможно ли пребывание в храме после слов «Елицы оглашении, изыдите» человека крещеного (еще в детстве), но веру не имеющего, находящегося в поиске.

        • Священник Димитрий Поповский:

          В древности после слов «Елицы оглашении…» в храме могли продолжать молиться только крещеные, собирающиеся приобщиться Святых Христовых Тайн. В настоящее время в Церкви распространена практика, когда вообще никому не воспрещается молиться на литургии верных.

  7. Наталия:

    можно ли православному человеку слушать песни протестанских авторов? Бабушки из храма услышали эти песни и попросили записать на диск. Когда я начала искать песни в интернете, оказалось, что их исполнители принадлежат к баптистам. Стоит ли мне записывать их песни, даже если они очень хорошие?

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Наталия!
      Всё зависит от содержания этих самых песен. Если они не носят антиправославного характера, то вполне допустимы для прослушивания.

  8. Марина:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, могут ли крестные одного и того же ребенка иметь отношения, вступать в брак. Заранее спасибо за ответ.

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Марина! Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. 53 правило Трулльского собора запрещающее брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых) не отвечает на поставленный вопрос, так как говорит только об одном восприемнике.
      Два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
      Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
      Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
      Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного. Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора».
      Почему тогда примечание Требника, как видим, Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
      В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
      Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10).
      Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не вступать восприемникам одного ребенка в брак между собой. В противном случае, рекомендую обращаться за благословением к правящему архиерею.

  9. Денис:

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, можно ли читать Библию по пути на работу, например, в электричке?
    Проходят ли занятия в воскресной школе для взрослых? Можно ли их посещать?

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Денис! Читать Библию в дороге можно. При нашем храме действует Воскресная школа для взрослых (занятия проходят по воскресеньям с 16-00 до 16-45), занятия с родителями детишек из Воскресной школы (воскресенье, с 11-00 до 11-30) и Библейско-богословские курсы во фрязинской центральной библиотеке (воскресенье, с 13-00 до 14-40). Все эти занятия можно посещать.

  10. Екатерина:

    Добрый день,Батюшка!!Мы семья беженцев из ЛНР.Очень хотим покрестить сына Артема,ему 1год и 8 мес.Подскажите что для этого надо и сколько стоит крещение в вашем храме.

    • Священник Димитрий Поповский:

      Здравствуйте, Екатерина! Для принятия Таинства Крещения необходимо пройти оглашение, а если вы — воцерковленная семья и знаете основы православной веры, то креститься можно и без оглашения (это выясняется при первой встрече). В нашем храме нет цен на таинства и требы — они совершаются за добровольные пожертвования, размер которых ограничен только возможностями и желанием верующих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *