Здравствуйте,батюшка!В предверии Нового года на предприятиях,в частных компаниях проходят так называемые корпоративные вечеринки.Как поступить православным сослуживцам в данной ситуации-душе своей не навредить-идёт Рождественский пост,и не быть белой вороной,не отрываться от коллектива.Понятно,что не возможно служить двум господам.Очень бы хотелось узнать Ваше мнение по этому поводу.Спасибо за ответ.
Здравствуйте, Лариса!
Как говорил прп. Иоанн Дамаскин: «Если бы в посту все дело было в еде, то святыми были бы и коровы». Когда мы говорим о посте, то всегда «сваливаемся» к разговору о еде, однако пост — это, в первую очередь, особая работа над свей душой. В этом смысле было бы неплохо и вовсе не ходить на корпоратив. Однако, если не пойти невозможно, то среди своих сослуживцев не надо показывать всем своим видом, что вы поститесь, а просто воздерживайтесь от употребления скоромной пищи. Вспоминайте слова Христа: «Когда же поститесь, не делайтесь как лицемеры сумрачными; ибо они искажают лица свои, чтобы показать себя людям постящимися. Истинно говорю вам, они получили награду свою. Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твое умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе» (Мф. 6:16-18).
Здравствуйте, Николай! Стоимость поездки включает в себя оплату автобуса, гостиницы, двухразовое питание и экскурсию по монастырю. Также в эту сумму включено проживание и питание водителя.
Здравствуйте, Батюшка!! Извините- а можно я задам 4 вопроса? если будет возможность и время- ответьте на какие захотите )))
1. почему в церковной жизни, в Евангелие, в книгах находится много противоречий? По моему мнению… Ну например- то сказано Почитай отца и мать своих. А то — Да отлепится жена от родителей своих и прилепится к мужу своему. У меня родители были очень против моего первого молодого человека (до моего второго мужа) по причине его судимости, но если речь шла о любви- то вроде как нужно было идти только за мужчиной. А если о воле и разуме родителей-то я их обижала. И так далее…. То не велено женщине заходить в храм и причащаться во время женских дней (хотя сейчас уже читала много разных мнений на этот счет) — но а то как та женщина, что исцелилась, что кровила, а прикоснулась к Христу- и он сказал что по вере ее дано ей….
И так далее. Получается в каждом примере подходит своя фраза, своя мудрость — но они порой как бы совершенно противоположные. Как же это понимать?
2. Давно интересуюсь -вот сказано, первый человек на Земле был Адам. Затем Бог создал для него жену Еву. У них родилось два сына — Каин и Авель- при чем Авель был убит. Так а откуда же дальше пошел род человеческий? если остались отец, мать и сын? Или были еще люди- просто нам об этом ничего не сказано?
3. На днях увидела в передаче сюжет про то, как невинно убили молодого человека в драке- вышел молодой водитель, ударил его за то что тот не так перешел дорогу и мужчина умер. Он был учитель. Мне очень его жалко, как то очень в душу запало -а могу я допустим за него подать записку, поставить свечку в храме? Или это недопустимо? ведь я не знаю например крещен ли он? и какой вообще веры. По сюжету очень порядочный парень Михаил. Да и могу ли я о совершенно постороннем человеке брать на себя такую роль?
4. Куда можно деть огарочки свечек, когда я молилась дома. В домашней молитве зажигаю свечу, когда она догорает, остаются огарочки- выбросить в мусоропровод как то рука не поднимается. Святую воду слышала можно вылить в ванную когда купаешься или полить цветы. А свечки куда? Отнести в храм? Но так же в Москве однажды видела храм, где написано что нельзя даже свечи приносить купленные вне этого храма.
Простите за данные вопросы. Но просто давно интересуют — иногда все хотела дозвониться на радио Радонеж задать их священнику, но дозвониться не получается -а интересно было бы узнать ответы.
Здравствуйте, Ирина!
1. Перечисленные вами «противоречия» — во многом от недопонимания. Например, при изучении Священного Писания, во-первых, нельзя вырывать фразы из контекста, а во-вторых, нужно стараться толковать их исходя из святоотеческой традиции (то есть руководствуясь комментариями тех, кто лучше всего знал, о чем идет речь: апостолов, мужей апостольских, святых отцов). Ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Для лукавого нет более удобного орудия для совращения людей, чем Священное Писание». О «женских днях» уже дан развернутый ответ в начале рубрики «Вопрос священнику».
2. Если ничего не сказано о других детях, то это не означает, что их и не было вовсе. Бытописатель упоминает только ключевые лица, которые важны для повествования (с духовной точки зрения). У Адама и Евы, по святоотеческому толкованию, были еще дети (сыновья и дочери).
3. В Церкви (с греч. «собрание») молятся только о членах Церкви, именно поэтому в записках можно писать только имена крещеных людей. Что касается молодого человека, упомянутого вами, то, если есть желание, вы можете помолиться о нем в своей личной/домашней молитве.
4. Огарки от свечей можно принести в храм, где для них есть специальные контейнеры.
Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. После крещения сына, грудничка, хочу его причастить. Можно ли причастить ребенка, и не причащаться самой? И… Есть ли поблажки в посте перед причастием для кормящих мам? В продуктах: мясо, рыба, молочные продукты. Что-то можно, или все нужно исключить? В сроке говенья: неделю, 3 дня, 1 день, или можно вообще не держать пост. Спасибо за ответ!
Здравствуйте, Елена!
Для того, чтобы причастить своего ребенка, самой причащаться не обязательно. Пост для кормящих мам обычно послабляется: рыбу и молочные продукту кушать можно. От мяса было бы неплохо воздержаться, но здесь необходимо смотреть на самочувствие мамы и ребенка (все очень индивидуально). В посте самое важное — ваше внутренне говение, душевное состояние. Более подробно о том, как кормящей маме жить церковной жизнью можно почитать здесь.
Уважаемый о. Димитрий!
Подскажите, пожалуйста, какие шаги можно предпринять. Я давно стараюсь решить для себя вопрос веры: читаю христианскую литературу, много и увлеченно слушал лекции проф. Осипова и др. Иду и иррациональным, и рациональным путем. На иррациональном уровне я вижу красоту и глубину, даже возможно, святость нравственного христианского учения и хочу следовать ему. А на рациональном уровне я дошел только до признания единого нравственного закона во всех людях, что в начале творения должна была стоять творческая сила. Но этого мне недостаточно для убежденности во всех догматах. Таким образом, я верующим себя назвать не могу, но нахожусь в поиске. Я вижу искажения мирской жизни и меня привлекает христианская община. Но и в таинствах участвовать не могу без веры, даже в исповеди. Что бы вы посоветовали?
Здравствуйте Юрий!
Могу посоветовать Вам предпринять несколько действий. Во-первых, не стесняйтесь участвовать в богослужении. За литургией до определенного момента (возгласа «Елицы оглашеннии изыдите…») могут молиться абсолютно все желающие, даже некрещеные. Ведь именно в молитве, тем более соборной («Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»,- говорил Господь), мы познаем нашего Творца. Как говорили святые отцы: «Истинный богослов тот, кто истинно молится».
Во-вторых, рекомендовал бы вам пообщаться со священником лично, так как через устную беседу можно очень многое «расставить по своим местам».
Спасибо за ответ. Хочу только уточнить, возможно ли пребывание в храме после слов «Елицы оглашении, изыдите» человека крещеного (еще в детстве), но веру не имеющего, находящегося в поиске.
В древности после слов «Елицы оглашении…» в храме могли продолжать молиться только крещеные, собирающиеся приобщиться Святых Христовых Тайн. В настоящее время в Церкви распространена практика, когда вообще никому не воспрещается молиться на литургии верных.
можно ли православному человеку слушать песни протестанских авторов? Бабушки из храма услышали эти песни и попросили записать на диск. Когда я начала искать песни в интернете, оказалось, что их исполнители принадлежат к баптистам. Стоит ли мне записывать их песни, даже если они очень хорошие?
Здравствуйте, Наталия!
Всё зависит от содержания этих самых песен. Если они не носят антиправославного характера, то вполне допустимы для прослушивания.
Здравствуйте, Марина! Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. 53 правило Трулльского собора запрещающее брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых) не отвечает на поставленный вопрос, так как говорит только об одном восприемнике.
Два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного. Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора».
Почему тогда примечание Требника, как видим, Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10).
Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не вступать восприемникам одного ребенка в брак между собой. В противном случае, рекомендую обращаться за благословением к правящему архиерею.
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, можно ли читать Библию по пути на работу, например, в электричке?
Проходят ли занятия в воскресной школе для взрослых? Можно ли их посещать?
Здравствуйте, Денис! Читать Библию в дороге можно. При нашем храме действует Воскресная школа для взрослых (занятия проходят по воскресеньям с 16-00 до 16-45), занятия с родителями детишек из Воскресной школы (воскресенье, с 11-00 до 11-30) и Библейско-богословские курсы во фрязинской центральной библиотеке (воскресенье, с 13-00 до 14-40). Все эти занятия можно посещать.
Добрый день,Батюшка!!Мы семья беженцев из ЛНР.Очень хотим покрестить сына Артема,ему 1год и 8 мес.Подскажите что для этого надо и сколько стоит крещение в вашем храме.
Здравствуйте, Екатерина! Для принятия Таинства Крещения необходимо пройти оглашение, а если вы — воцерковленная семья и знаете основы православной веры, то креститься можно и без оглашения (это выясняется при первой встрече). В нашем храме нет цен на таинства и требы — они совершаются за добровольные пожертвования, размер которых ограничен только возможностями и желанием верующих.
Здравствуйте,батюшка!В предверии Нового года на предприятиях,в частных компаниях проходят так называемые корпоративные вечеринки.Как поступить православным сослуживцам в данной ситуации-душе своей не навредить-идёт Рождественский пост,и не быть белой вороной,не отрываться от коллектива.Понятно,что не возможно служить двум господам.Очень бы хотелось узнать Ваше мнение по этому поводу.Спасибо за ответ.
Здравствуйте, Лариса!
Как говорил прп. Иоанн Дамаскин: «Если бы в посту все дело было в еде, то святыми были бы и коровы». Когда мы говорим о посте, то всегда «сваливаемся» к разговору о еде, однако пост — это, в первую очередь, особая работа над свей душой. В этом смысле было бы неплохо и вовсе не ходить на корпоратив. Однако, если не пойти невозможно, то среди своих сослуживцев не надо показывать всем своим видом, что вы поститесь, а просто воздерживайтесь от употребления скоромной пищи. Вспоминайте слова Христа: «Когда же поститесь, не делайтесь как лицемеры сумрачными; ибо они искажают лица свои, чтобы показать себя людям постящимися. Истинно говорю вам, они получили награду свою. Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твое умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе» (Мф. 6:16-18).
Отец Димитрий здравия желаю, стоимость поездки в Оптину подразумевает и проживание в гостинице,или ночлег надо оплачивать отдельно?
Здравствуйте, Николай! Стоимость поездки включает в себя оплату автобуса, гостиницы, двухразовое питание и экскурсию по монастырю. Также в эту сумму включено проживание и питание водителя.
Здравствуйте, Батюшка!! Извините- а можно я задам 4 вопроса? если будет возможность и время- ответьте на какие захотите )))
1. почему в церковной жизни, в Евангелие, в книгах находится много противоречий? По моему мнению… Ну например- то сказано Почитай отца и мать своих. А то — Да отлепится жена от родителей своих и прилепится к мужу своему. У меня родители были очень против моего первого молодого человека (до моего второго мужа) по причине его судимости, но если речь шла о любви- то вроде как нужно было идти только за мужчиной. А если о воле и разуме родителей-то я их обижала. И так далее…. То не велено женщине заходить в храм и причащаться во время женских дней (хотя сейчас уже читала много разных мнений на этот счет) — но а то как та женщина, что исцелилась, что кровила, а прикоснулась к Христу- и он сказал что по вере ее дано ей….
И так далее. Получается в каждом примере подходит своя фраза, своя мудрость — но они порой как бы совершенно противоположные. Как же это понимать?
2. Давно интересуюсь -вот сказано, первый человек на Земле был Адам. Затем Бог создал для него жену Еву. У них родилось два сына — Каин и Авель- при чем Авель был убит. Так а откуда же дальше пошел род человеческий? если остались отец, мать и сын? Или были еще люди- просто нам об этом ничего не сказано?
3. На днях увидела в передаче сюжет про то, как невинно убили молодого человека в драке- вышел молодой водитель, ударил его за то что тот не так перешел дорогу и мужчина умер. Он был учитель. Мне очень его жалко, как то очень в душу запало -а могу я допустим за него подать записку, поставить свечку в храме? Или это недопустимо? ведь я не знаю например крещен ли он? и какой вообще веры. По сюжету очень порядочный парень Михаил. Да и могу ли я о совершенно постороннем человеке брать на себя такую роль?
4. Куда можно деть огарочки свечек, когда я молилась дома. В домашней молитве зажигаю свечу, когда она догорает, остаются огарочки- выбросить в мусоропровод как то рука не поднимается. Святую воду слышала можно вылить в ванную когда купаешься или полить цветы. А свечки куда? Отнести в храм? Но так же в Москве однажды видела храм, где написано что нельзя даже свечи приносить купленные вне этого храма.
Простите за данные вопросы. Но просто давно интересуют — иногда все хотела дозвониться на радио Радонеж задать их священнику, но дозвониться не получается -а интересно было бы узнать ответы.
Здравствуйте, Ирина!
1. Перечисленные вами «противоречия» — во многом от недопонимания. Например, при изучении Священного Писания, во-первых, нельзя вырывать фразы из контекста, а во-вторых, нужно стараться толковать их исходя из святоотеческой традиции (то есть руководствуясь комментариями тех, кто лучше всего знал, о чем идет речь: апостолов, мужей апостольских, святых отцов). Ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Для лукавого нет более удобного орудия для совращения людей, чем Священное Писание». О «женских днях» уже дан развернутый ответ в начале рубрики «Вопрос священнику».
2. Если ничего не сказано о других детях, то это не означает, что их и не было вовсе. Бытописатель упоминает только ключевые лица, которые важны для повествования (с духовной точки зрения). У Адама и Евы, по святоотеческому толкованию, были еще дети (сыновья и дочери).
3. В Церкви (с греч. «собрание») молятся только о членах Церкви, именно поэтому в записках можно писать только имена крещеных людей. Что касается молодого человека, упомянутого вами, то, если есть желание, вы можете помолиться о нем в своей личной/домашней молитве.
4. Огарки от свечей можно принести в храм, где для них есть специальные контейнеры.
Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. После крещения сына, грудничка, хочу его причастить. Можно ли причастить ребенка, и не причащаться самой? И… Есть ли поблажки в посте перед причастием для кормящих мам? В продуктах: мясо, рыба, молочные продукты. Что-то можно, или все нужно исключить? В сроке говенья: неделю, 3 дня, 1 день, или можно вообще не держать пост. Спасибо за ответ!
Здравствуйте, Елена!
Для того, чтобы причастить своего ребенка, самой причащаться не обязательно. Пост для кормящих мам обычно послабляется: рыбу и молочные продукту кушать можно. От мяса было бы неплохо воздержаться, но здесь необходимо смотреть на самочувствие мамы и ребенка (все очень индивидуально). В посте самое важное — ваше внутренне говение, душевное состояние. Более подробно о том, как кормящей маме жить церковной жизнью можно почитать здесь.
Спасибо Вам большое! Дай Вам Бог здоровья и сил!
Отец Димитрий было бы не плохо,если Вы опубликовали бы расписание поломнических поездок,хотя бы до половины 15-го года на сайте.
Благодарю, Николай, за пожелание! Попробую что-нибудь придумать.
Уважаемый о. Димитрий!
Подскажите, пожалуйста, какие шаги можно предпринять. Я давно стараюсь решить для себя вопрос веры: читаю христианскую литературу, много и увлеченно слушал лекции проф. Осипова и др. Иду и иррациональным, и рациональным путем. На иррациональном уровне я вижу красоту и глубину, даже возможно, святость нравственного христианского учения и хочу следовать ему. А на рациональном уровне я дошел только до признания единого нравственного закона во всех людях, что в начале творения должна была стоять творческая сила. Но этого мне недостаточно для убежденности во всех догматах. Таким образом, я верующим себя назвать не могу, но нахожусь в поиске. Я вижу искажения мирской жизни и меня привлекает христианская община. Но и в таинствах участвовать не могу без веры, даже в исповеди. Что бы вы посоветовали?
Здравствуйте Юрий!
Могу посоветовать Вам предпринять несколько действий. Во-первых, не стесняйтесь участвовать в богослужении. За литургией до определенного момента (возгласа «Елицы оглашеннии изыдите…») могут молиться абсолютно все желающие, даже некрещеные. Ведь именно в молитве, тем более соборной («Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»,- говорил Господь), мы познаем нашего Творца. Как говорили святые отцы: «Истинный богослов тот, кто истинно молится».
Во-вторых, рекомендовал бы вам пообщаться со священником лично, так как через устную беседу можно очень многое «расставить по своим местам».
Спасибо за ответ. Хочу только уточнить, возможно ли пребывание в храме после слов «Елицы оглашении, изыдите» человека крещеного (еще в детстве), но веру не имеющего, находящегося в поиске.
В древности после слов «Елицы оглашении…» в храме могли продолжать молиться только крещеные, собирающиеся приобщиться Святых Христовых Тайн. В настоящее время в Церкви распространена практика, когда вообще никому не воспрещается молиться на литургии верных.
можно ли православному человеку слушать песни протестанских авторов? Бабушки из храма услышали эти песни и попросили записать на диск. Когда я начала искать песни в интернете, оказалось, что их исполнители принадлежат к баптистам. Стоит ли мне записывать их песни, даже если они очень хорошие?
Здравствуйте, Наталия!
Всё зависит от содержания этих самых песен. Если они не носят антиправославного характера, то вполне допустимы для прослушивания.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, могут ли крестные одного и того же ребенка иметь отношения, вступать в брак. Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте, Марина! Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. 53 правило Трулльского собора запрещающее брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых) не отвечает на поставленный вопрос, так как говорит только об одном восприемнике.
Два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».
Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).
Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.
Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного. Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора».
Почему тогда примечание Требника, как видим, Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».
В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).
Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10).
Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не вступать восприемникам одного ребенка в брак между собой. В противном случае, рекомендую обращаться за благословением к правящему архиерею.
Спасибо за подробный ответ.
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, можно ли читать Библию по пути на работу, например, в электричке?
Проходят ли занятия в воскресной школе для взрослых? Можно ли их посещать?
Здравствуйте, Денис! Читать Библию в дороге можно. При нашем храме действует Воскресная школа для взрослых (занятия проходят по воскресеньям с 16-00 до 16-45), занятия с родителями детишек из Воскресной школы (воскресенье, с 11-00 до 11-30) и Библейско-богословские курсы во фрязинской центральной библиотеке (воскресенье, с 13-00 до 14-40). Все эти занятия можно посещать.
Добрый день,Батюшка!!Мы семья беженцев из ЛНР.Очень хотим покрестить сына Артема,ему 1год и 8 мес.Подскажите что для этого надо и сколько стоит крещение в вашем храме.
Здравствуйте, Екатерина! Для принятия Таинства Крещения необходимо пройти оглашение, а если вы — воцерковленная семья и знаете основы православной веры, то креститься можно и без оглашения (это выясняется при первой встрече). В нашем храме нет цен на таинства и требы — они совершаются за добровольные пожертвования, размер которых ограничен только возможностями и желанием верующих.