Во все времена тайны прошлого притягивали к себе умы людей, но не меньшим было и желание заглянуть в будущее. История знает немало имен, выполнявших это желание. Сегодня, как и прежде, предсказатели богатства, астрологи, мистики, колдуны и волшебники в один голос утверждают, что могут заглянуть в будущее с помощью магических средств. Однако Церковь неизменно на протяжении всего своего существования указывает людям на пагубность обращения к гадателям.
Священное Писание прямо называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением (Втор. 10-12; Мих. 5:12). Такое отношение не случайно, ведь всеведением обладает только Бог. Он – вечен, то есть существует вне времени. Человек, да и весь окружающий его мир (в том числе и духовный), неизбежно живет во времени, то есть на грани двух категорий: прошлого и будущего. У него нет как такового настоящего, потому что любое мгновение его жизни либо прошло, либо еще предстоит (он не может остановить время). Для Бога же всё — настоящее, Он – Сущий (имя Божье явленное Моисею (Исх.3:14), раскрывающее Божественное бытие как истинно существующую вечную и неизменную реальность), именно поэтому «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8). Отсюда становится понятным, почему истинным знанием всего, в том числе и будущего, обладает исключительно Бог.
Здесь может возникнуть логичный вопрос: каким же образом предсказывают будущее разного рода гадатели? Ответ достаточно очевиден: источником информации служат темные силы, бесы. Как существа бесплотные они больше, чем люди, могут рассчитывать и предугадывать события. Бесы подобны психологам, замечательно разбирающимся в человеческих чувствах и эмоциях. Психолог с большим опытом после короткого общения может рассказать человеку о его увлечениях, наклонностях, дате рождения и о многом другом. При этом опыт даже самого высококвалифицированного психолога всегда ограничивается его жизнью, чего не скажешь о темных силах. Их опыт насчитывает всю человеческую историю, поэтому они – «идеальные психологи». Отсюда и относительная (именно относительная) точность в предсказаниях.
В книге пророка Даниила есть упоминание о том, как царь Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили их. Святой Даниил на это замечает правителю: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан. 2:27). Ни для кого не секрет, что Господь открывает будущее лишь тем, кто ведет строгую чистую жизнь в молитве и исполнении заповедей. Таких людей называют старцами или прозорливцами, то есть теми, кто обладает даром предвидеть будущее. Но и в этом случае Бог дает знание по Своему усмотрению в целях человеческой пользы. Старцы всегда занимали особое положение в Церкви. Их никто не назначал на высокие посты и не поручал особой миссии. Но все, от простого прихожанина до патриарха, знали, что эти люди — особенные, смотревшие на мир не физическими, а духовными очами. Для них не было преград и сроков, для них раздвигались границы времени и пространства, открывались тайны неба и земли.
Для достижения подобной высоты, как было сказано выше, необходимы серьезные усилия. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к широко известным приемам. Вот только цена, которую человек за это платит, слишком высока – его духовное здоровье. В стремлении призвать мистические силы себе в помощь, человек сам отвергает Божественную благодать, которая его покрывает, теряет поддержку своего Ангела-Хранителя и делается бессильным и особо уязвимым перед силами тьмы, которые, заполучив жертву, неохотно с ней расстаются. Магия, как наркотик, с каждым разом все сильнее и сильнее затягивает человеческую душу, нанося ей непоправимый ущерб. Бесы начинают строить различные козни, подталкивая беззащитную душу к предсказанному ими будущему (отсюда и относительная точность). Иногда это кончается одержимостью. И даже после искреннего покаяния еще долго в душе остаются болезненные раны. Именно поэтому Церковь и предостерегает всякого человека от этого пагубного занятия.
Нередко ситуацию усугубляют средства массовой информации, активно тиражирующие более-менее сбывшиеся предсказания различных гадателей (Нострадамуса, Ванги и других). В таких случаях человек как будто забывает про критический подход к воспринимаемой информации, слепо начиная верить в «особенность» предсказавшего. Весьма наглядно иллюстрирует ситуацию следующий пример. Если взять ружье, пойти на охоту в лес и начать стрелять в разные стороны с закрытым глазами, то рано или поздно можно подстрелить какую-нибудь птицу. Но никому не придет в голову говорить, что этот человек – отличный стрелок, он попадает в птицу с закрытыми глазами, ведь попадание было одно из сотни, а может даже из тысячи. С современными прорицателями ситуация похожа. Достаточно почитать их труды: далеко не все предсказания сбывались, а те из них, что сбывались, подчас были весьма абстрактны.
Гадания, которые совершаются в дни святок или великих праздников, по своей природе ничем не отличаются от гаданий в иное время года. Также и исполнение магических обрядов, воспринимаемое как игра, не является безобидным: любое слово имеет бытийную силу. Магическое слово привлекает демонов, даже если человек этого не хочет. Существование на Руси гаданий в дни святок и двунадесятых праздников говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, так как имеют в качестве почвы падшее человеческое естество.
Подводя итог, можно сказать, что современный человек, к великому сожалению, все меньше и меньше стремится познать Истину, изменить вою жизнь. Он чаще гонится за чудесами, не разбирая их природу. Его интересуют не Бог, не спасение души, не исцеление от страстей и пороков, а чудеса и желание знать тайны прошлого и будущего. Таким образом, забывается самое главное. Церковь, как любящая мать, заботится о каждом человеке, а потому непрестанно призывает каждого из нас встать на правильный путь – путь покаяния и исправления. Лишь этот путь ведет нас к истинной свободе и открывает нам тайны бытия.
(123)