Постясь телесно, постимся и духовно!

Заканчивается Масленица, допекаются последние блины, и православные христиане готовятся вступить в подвиг Великого поста. В современном обществе вопросы о значении и смысле поста вызывают много недоумений и разногласий. Учение и мистическая жизнь Церкви, ее Устав, правила и обряды до сих пор для части наших современников остаются столь же незнакомыми и непонятными, как история доколумбовой Америки.

В народной среде бытуют суждения о посте как ограничении себя по большей части в еде. Одни воспринимают его как способ для оздоровления организма, проверенный веками. Другие смотрят на пост как на установление, существенно ограничивающее нашу свободу, и потому не понимают, зачем свободному человеку нужно его исполнять. Оба эти взгляда базируются на понимании поста как средства, укрепляющего или разрушающего здоровье.

Однако смысл поста совсем не в этом. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». То есть цель поста – очищение души.

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной? Едва ли. Ведь по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». Пост — это, прежде всего, духовное упражнение. Его суть не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.

Мы каждый день погружены в суету окружающего нас мира: заботимся о благосостоянии, семьях, детях, работе и так далее. Вся эта многозаботливость оправдана – мы не бесплотные духи. Однако за этой круговертью жизни мы забываем о самом главном — зачем мы живем. Великий пост – время, когда мы можем немного вынырнуть из житейской суеты и предать свою душу некоторому богомыслию: мыслям не о суетном и преходящем, а о вечном и постоянном. Вообще, пост – это возвращение к самому себе, прежде всего, к своим внутренним глубоким духовным вопросам. Все остальное, что есть в посте, – лишь средства, которые помогают эту задачу осуществить. В частности, и некоторые ограничения в питании.

Усмиряя свои желания, мы несколько освобождаем пространство для работы души. Калорийное питание либо возбуждает в нас некоторые страсти, пока молоды, либо, с возрастом, клонит нас в сон. И то и другое мало совместимо со взлетом души. Но это лишь некое пособие, которое нам дает Церковь, чтобы исполнить главное предназначение поста – приблизиться к Богу и возвысить свою душу над тем уровнем обыденности, которым, к сожалению, мы живем.

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы (сорняки), так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». Именно поэтому при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним. «Многие… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

(7)