На пути к воскресению

Незаметно подошел к концу Великий пост, и наступила Страстная седмица – время скорбное и радостное одновременно. Скорбное потому, что эти дни принадлежат к посту, и в них вспоминаются самые трагические события из жизни Христа Спасителя. Радостное потому, что вся неделя похожа на волну, несущую нас на своем гребне к обетованному берегу Пасхи.

С апостольских времен дни Страстной седмицы глубоко почитались христианами, и их проводили в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста. Считалось неприличным не только осуждать кого-либо, но в эти дни прекращали все тяжбы, суды и наказания.

По важности совершившихся два тысячелетия назад событий каждый день этой недели именуется великим. Богослужение представляет все случившееся со Спасителем в последнюю неделю Его земной жизни, и верующие проходят весь путь страданий Христовых рядом с Ним: храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу, то Гефсиманию, то Голгофу. К каждому дню седмицы относится особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное.

В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх — целомудренный Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет и, таким образом, прообразовавший безгрешные страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, и Христос рассказывает иудеям поучительную притчу о неправедных виноградарях.

В Великий вторник вспоминаются обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о подати кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

Среда Страстной седмицы — это день предания на страдания и смерть Иисуса Христа одним из Его учеников – Иудой – за 30 сребреников. Также вспоминается жена-«грешница», омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя.

В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Спаситель установил Таинство Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног Своим ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и Его моление в Гефсиманском саду.

День Великого Пятка посвящен осуждению Христа на смерть, Его крестным страданиям и смерти.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Господа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Великая суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение этого дня отображено в исполняемом на литургии песнопении: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет…»

Насыщенность времени столь важными событиями призывает каждого христианина с особенным внутренним вниманием отнестись к этим святым дням. Но как достойно потрудившегося всегда ожидает награда за старания, так и человека верующего, перенесшего тяготы поста, ожидает неизреченная радость Светлого Христова Воскресения.

Воскресение – это не просто праздник всех праздников, но сама суть христианства. Как говорит апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор. 15, 17). Если мы внимательно прочитаем книгу Деяний апостольских, то увидим, что все ученики Христовы в своих проповедях говорят исключительно о факте воскресения, очевидцами которого они были. Они не пересказывают ни Нагорной проповеди, ни различных притч, не говорят об учении. Важнее всего этого было одно: Господь умер за наши грехи и воскрес. При этом апостолы говорят о Воскресении не как о событии лишь в жизни Иисуса Христа, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12).

Воскресение Христа — это настоящий переворот в мироздании, это дарованная нам победа, в том числе и победа Христа над нами, ведь мы сделали все возможное, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели своего Творца за пределы города своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и ненависти. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес, тем самым открыв нам двери Царствия Небесного, которые были закрыты с грехопадения первых людей.

Участие в таинстве Воскресения является переживанием обожения – соединения с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолевает страстные образы и греховные помышления, как некогда преодолел печати гроба. Чрез Христово Воскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл. Жизнь для нас — не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа — настоящая смерть.

В Огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста — поистине победном, триумфальном гимне — говорится, что в Воскресении Христовом разрешились все человеческие беды: никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее Царство»; никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение воссияло от гроба»; никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас смерть Спасителя».

Всеобъемлемость Воскресения Христова абсолютна, его плоды даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся.

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (свт. Иоанн Златоуст. «Огласительное слово на Пасху»).

(15)