Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).
Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!
Покаяние (метанойя — перемена ума) — глубинное переосмысление, переустановка базовых ценностей. Если это происходит у человека, то, собственно говоря, цель покаяния достигнута — человек стал другим.
Современная исповедь обычно представляет собой смешение трёх совершенно разных вещей. Первое — это покаяние, как принесение Богу слёз и обещание того, что больше ты никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не повторишь тот грех, с которым пришёл. Второе — это исповедь, как откровение помыслов, открытие твоего внутреннего мира, что тебя сейчас волнует, чем ты живёшь, какие там у тебя происходят процессы. Это как открыть свою душу духовнику. Оно может переходить в покаяние, а может и не переходить. Третье — это просто духовная беседа со священником, в которой может быть обсуждаемо что угодно: и имеющее прямое отношение к вопросам духовной жизни, и просто вопросы какого-то нравственного поведения человека, и какие-то даже житейские проблемы.
Когда мы пытаемся разобраться, в чем необходимо каяться на исповеди, а в чем можно попросить прощения в домашней молитве, то есть такой критерий: всё то, за что вам очень стыдно, обязательно должно быть принесено на исповедь. Потому что это то, что на самом деле серьёзно ранило вашу душу. Все наши повседневные грехи, которые являются скорее не преступлениями против Бога, обратите внимание, а состоянием, свидетельством нашего несовершенства, они могут и должны ежедневно быть проговариваемы, как то, с чем мы боремся, чего мы стремимся достичь, чтобы этого не было.
Однако необходимо понимать, что человек не способен объективно увидеть себя, свое состояние. И здесь ключевой фигурой становится фигура священника, духовника, который единственный может объективно оценить человека со стороны. Священники прежде всего являются свидетелями покаяния. И в этом плане, когда идёт покаяние, то здесь первичным действующим лицом является сам кающийся, а не священник. Когда идёт речь именно о покаянии. Но когда речь идёт о том, как помочь человеку выйти из этого состояния, какие ему советы дать, как правильно сопровождать его в дальнейшей духовной жизни, — без священника не обойтись. Например, можно человеку отправиться в горы. Никто ему не запретит. Но никто также не возьмет на себя никакой ответственности за этого человека, если он станет инвалидом или вовсе погибнет. Совершенно иная ситуация, когда человек идёт вместе с инструктором, который десять раз расскажет, двадцать раз покажет, если что-то не так сделаешь. Но зато он точно поднимется на гору и у него будут совершенно другие навыки, совсем иной опыт. Священник — это и есть тот самый инструктор-сопровождающий.
Программа, которая поможет подготовиться к исповеди: в помощь кающемуся.
(141)