ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ…
Опыт святых свидетельствует: пост и молитва – два крыла для души. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».
Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Мы читаем молитвы ежедневного правила, добавляя чтение Псалтири и краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина. Молитва преподобного Ефрема относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.
В ее кратких строках запечатлен весь путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками – унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей – смирением, терпением и любовью.
Преподобный Ефрем Сирин, передавший эту великую молитву Святой Церкви, жил в IV веке по Рождестве Христовом, а Церковь заповедала молиться этой молитвой во все дни святой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и воскресного дня.
Святая Церковь ввела в богослужение Великого поста молитву преподобного Ефрема Сирина, чтобы постоянно напоминать нам о том, что именно нужно просить у Господа на пути поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от болезни, так Святая Церковь предостерегает нас от искушений, указывая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами мы можем их отражать. Чувствуя всю нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, будем внимательнее, войдем в ее благое попечение и последуем в жизни ее руководству, как дети следуют наставлениям матери.
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; (земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)
Боже, очисти мя (меня) грешного (грешную)
(двенадцать малых (поясных) поклонов)
Еще раз произносим всю молитву целиком и в конце один земной поклон.
Святая Церковь призывает нас во время Великого поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Эти немощи, эти губительные для души духовные состояния должны быть побеждены православным человеком. И во дни поста мы сугубо просим у Бога помощи для борьбы с ними. Церковь точно определяет настроения и соблазны, особенно вредные для души человека.
ПРАЗДНОСТЬ
Что такое дух праздности? Праздность – это незагруженность, легкомысленное состояние. Прежде всего, это праздность ума в деле нашего исправления. Праздный ум – значит, не занятый сокровенным делом духовного совершенствования. В молитве это опасное духовное состояние преподобный Ефрем Сирин поставил на первое место. Ум должен трудиться над усвоением слова Божьего, вникать в чтение Священного Писания, молитв. Ум должен поощрять нас к разумным подвигам поста, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в собственных недостатках и заблуждениях, исполнять требования веры. Когда он этого не делает, он и является умом праздным, рассеянным, погруженным в мечтательность или опасную чувствительность. Жаль того человека, который постится, не побеждая в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.
УНЫНИЕ
Что есть дух уныния? Дух уныния – это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, которыми наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить уставов Церкви без угрызений совести. Вздыхает, глядя на постную пищу, вспоминает зрелища, которые пришлось оставить, развлекательную музыку, глупые и пустые путешествия в пространствах интернета, бессодержательные или вредные телепередачи, журналы, кроссворды…
Жаль человека, отягченного духом уныния. Дух уныния и тоски тяготит человека больше, чем самый строгий пост. Надо безжалостно расстаться с ним, не следует тосковать об удовольствиях! Иначе и не стоило вступать на путь поста. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.
ЛЮБОНАЧАЛИЕ
Что есть дух любоначалия? Желание командовать, распоряжаться другими людьми проистекает от гордости житейской. Крест управления ближними своими и дух любви к начальству – это разные вещи. Хорошо, когда начальствует человек, которому знакомо смирение, который занимает высокую должность как послушание от Господа. Но бывает и иначе. Опасная это страсть – любоначалие. Жития преподобных отцов нашей Церкви изобилуют примерами того, как они остерегались этой опасности – отказывались начальствовать и становились руководителями лишь по величайшему смирению. Дух любоначалия часто проявляется в нас, когда мы навязываем другому человеку свое мнение, нередко сами сомневаясь в его правильности. Но этот зловредный дух будоражит нас, лишает покоя, иногда заставляя кричать, а то и толкать «непокорного». «Блаженны кроткие, ибо те наследуют землю…»
ПРАЗДНОСЛОВИЕ
Что есть дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но, от чего бы ни происходила эта страсть, она – страсть очень опасная, хотя нередко ее бывает трудно разглядеть. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, – если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (см. Мф. 12, 36), – говорит Иисус Христос.
Когда мы читаем молитву святого Ефрема Сирина вслух, сами, перед домашними иконами, или мысленно, находясь на службе или в транспорте, мы должны понимать, от чего хотим избавиться. Например, человек, страдающий от своей гордости или любоначалия, должен искренне желать уберечься от тяжелых последствий во время их проявления. Скажем, задел его кто-то на улице или в метро, толкнул нечаянно, сказал грубость – пусть память о прошении в молитве преподобного Сирина убережет христианина от ответных грубых слов или драки. Господь хочет нашего спасения, Он всегда рядом с призывающим Его, но и мы должны трезвиться, работать над собой. Труды человека и благодать Божия, соединившись, принесут добрый плод поста.
ДАРУЙ МНЕ
Прося помощи в отражении губящих душу духов, постящийся христианин одновременно просит у Творца дарований духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Поистине, как важны и как нужны нам эти добродетели!
Нерассеянность, целостность нашего ума – целомудрие. Целомудрие, которое понимается обыденным сознанием несколько упрощенно, есть именно цельная мудрость, охватывающая все единство бытия. Целомудрие есть не что иное, как высшая степень соборного сознания.
Смирение, покорность воле Божьей во всех обстоятельствах нашей жизни, соединенное с глубокой духовной мудростью – смиренномудрие.
Терпение. Преподобный Ефрем Сирин говорит: “Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь к жизни”.
Любовь – большая из всех добродетелей! Как часто не достает нам настоящей духовной любви. Дай же нам стяжать ее, Господи!
Завершается молитвословие еще одной важной просьбой к Творцу. Просьбой о даровании видеть свои прегрешения и не осуждать того, кто находится рядом. Из практики каждый человек знает, как непросто это дается, а потому понимает, что без помощи свыше исполнить это едва ли возможно.
ПОКЛОНЫ
Когда священник во время великопостного богослужения во всеуслышание обращается к Господу и призывает к тому же всех пришедших на молитву в храм, произносит проникновенные слова преподобного Ефрема Сирина, то он совершает поклоны. Земные – то есть, сделав крестное знамение, он опускается перед Творцом на колени и склоняется, почти касаясь лбом земли, и поясные (малые) – то есть, сделав крестное знамение, склоняется в поклоне, но не преклоняет колен.
Внимательный к великопостной службе верующий обратит внимание, что священнослужитель в разные моменты службы совершает разное количество поклонов. Обычно священник на амвоне, перед Царскими вратами, произнося эту молитву, делает шестнадцать поклонов: вначале три – произнося молитву. Разделив ее на три части, после каждой части – земной поклон. Затем – двенадцать поясных поклонов, со словами: “Боже, очисти мя (меня) грешного”. И после этого он вновь произносит во всеуслышание великопостную молитву, не разделяя ее на части, а в конце молитвы делает один земной поклон. Но в некоторые моменты богослужения священнослужитель делает всего три земных (в Уставе они называются великими) поклона, каждый – после произнесения одной из трех частей молитвы. Верующие взирают на молящегося священника и, вдохновляемые его примером, молятся в соответствии с церковным Уставом. Только три земных поклона священник совершает на службе 9-го часа и на вечерне.
Мы так подробно говорим о порядке произнесения молитвы святого Ефрема Сирина, о поклонах на ней для того, чтобы христиане, приходящие в дни Великого поста на богослужения, лучше себе представляли и понимали особенности церковных служб этого периода и подготовились к ним.
При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина церковный Устав заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Будем стремиться как можно чаще посещать богослужения Великого поста, вслушиваясь в слова молитвы преподобного Ефрема Сирина. И коленопреклоненно будем просить Бога очистить нас от духовных скверн.
Даруй нам, милосердный наш Творец, увидеть собственные грехи, немощи, недостатки. Увидеть их так, как видим мы их у других людей, у наших близких, у наших братьев и сестер. Даруй нам видеть наши собственные грехи и не осуждать за них брата или сестру. Даруй нам это, Господи, потому что Ты благословен всегда, во веки веков.
(12)