ВОСХОЖДЕНИЕ К ВОСКРЕСЕНИЮ

ВОСХОЖДЕНИЕ К ВОСКРЕСЕНИЮ

(беседа вторая)

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ

Продолжается подготовка православных христиан к вступлению на спасительный путь Великого поста. Прежде чем вступить на него, Святая Церковь призывает нас к молитве о тех Ее чадах, что закончили свои земные труды и молитвы.

22 февраля, за богослужением Вселенской Родительской Субботы, Церковь приглашает нас молиться о упокоении всех православных христиан по всей вселенной во все времена скончавшихся. Это и понятно: обращая наше внимание к Страшному Суду Христову ( богослужение следующего воскресенья, 23 февраля)  Церковь напоминает нам и о тех, кто также предстанет на Страшный Суд, как и мы, но кто уже от этой земной жизни отошел за ее пределы, пребывает уже в таинственном потустороннем загробном мире. А там, как говорят святые отцы, покаяния уже нет. Так говорил святитель Григорий Богослов – Бог в этой жизни земной назначил время делания, труда, а в той, загробной жизни, как мы знаем, исследование сделанного и воздаяние. Когда человек окончит свой земной путь, момент смерти прекращает, пресекает для него время его личного покаяния. Но Церковь говорит нам о том, что если душа человека отошла во грехах, не принеся покаяния, и это бремя тяжкое, греховное мучает ее за гробом, она страдает, то не безнадежна, отнюдь не безнадежна ее участь. Сам человек уже там о себе не молится, его время покаяния прошло, но Церковь не оставляет его своим материнским попечением и заботою и молится о нем, чтобы Господь простил ему прегрешения и сподобил его блаженной участи в вечности.

Текущая седмица в плане поста обычна, то есть в среду и пятницу Церковь предлагает нам поститься, а период с 24 февраля по 2 марта – это дни масляной (сырной) седмицы. В эту седмицу поста нет, но христиане уже не вкушают мяса: 24 марта предлагается совершить заговенье на мясо.

Напомним читателям, что дни масляницы для православного человека – не время бессмысленного веселья, а время, когда уже идут последние приготовления к Святой Четыредесятнице, которая в этом году начнется с 3 марта. О последнем дне подготовки к периоду Святой Четыредесятницы и первой седмицы Великого поста будем говорить в следующей беседе.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ ПОСТА

В связи с поминовением усопших членов нашей Церкви поговорим о молитвах за них, совершаемых во время Великого поста. Это, так называемые малые родительские субботы. Их наличие обусловлено изменениями в составе великопостных богослужений.

Жаль тех, кто не ценит время Великого поста, не используют его по божественному назначению. Еще более жаль тех, кто даже не задумывается о бессмертии, о грядущем воскресении, о спасении своей драгоценной души… И время поста, и время нашей жизни быстротечно. Не успеем оглянуться, как приблизиться день Светлого Христова Воскресения, как приблизится день, когда и для нас будут звучать из уст священника слова о нашем воскресении. Эти слова из Священного Писания (апостольское и евангельское чтения) звучат во время прощания с усопшим – совершения отпевания православных христиан. В апостольском чтении говорится о Страшном Суде Божием, о том, как предстанут на него и усопшие, и те, кто будет жить во Второе пришествие Христа. Необыкновенно прекрасно начинается это чтение: «Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования». В переводе на русский язык это значит: «Хочу, чтоб вы, братья, знали, – говорит ученик Христа, – хочу преподать вам точное понятие о положении умерших для вашего успокоения. Не скорбите как прочие, у которых нет надежды».

В данном послании к христианам Церкви в Солуни под усопшими апостол Павел разумеет умерших верующих христиан, хотя, конечно, он учил повсюду, что все люди – не христиане только, но и иудеи и язычники, – не только бессмертны по душе, но воскреснуть и с телом, чтоб принять должное воздаяние за все, что с телом сделали, доброе ли или злое (см. 2 Кор. 5, 10). Не о всех же здесь речь, – говорит апостол, – а только о наших братьях – верующих христианах, потому что до других не было дела в этом случае.

Писать эти нужные строки апостола заставило глубокое желание расположить всех верующих христиан благодушно переносить смерть близких. Цель у него – устранить неумеренную скорбь об умерших, в какую обычно повергает всех неведение о том, как умершие сделаются причастниками вечного во Христе блаженства. Он как бы говорит: я поясню это – и вам нечего будет скорбеть. «Ибо, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – многие предметы повергают в скорбь потому только, что мы не знаем их, но когда хорошо узнаем их, отлагаем скорбь». Неведения, или неверия, о воскресении не видно у тех, к кому первоначально обращал апостол Христов эти слова; и он «говорит с ними так не потому, что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на сие, оплакивали умерших».

ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ

А кто такие прочие, не имеющие надежды? Эти прочие, – и из иудеев часть, потому что и между ними саддукеи отвергали воскресение мертвых, и все язычники, которые и понятия не имели о воскресении, а саму загробную жизнь загромождали безобразными мечтами, подавшими повод многим и совсем отвергать бессмертие. Таким свойственно оплакивать умерших, «потому что все умершие для них ничто» (свт. Иоанн). Христианам, чающим по смерти лучшего образа бытия, не скорбеть, а радоваться должно об отходящих, что совершили течение и идут получать уготованный венец (см.2 Тим. 4, 8).

Блаженный Феодорит Болгарский принимает последнее: «Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения. Ибо не имеющим сего упования извинительно предаваться умеренной печали. Посему-то не сказал: об умерших, но об усопших, – в самом наименовании заключая утешение: ибо за сном следует пробуждение.

По духу веры и упования христианского, последнее уместнее для христиан; ибо для них смерть потеряла свое жало. И кто ясно с убеждением созерцает, что ожидает христиан по смерти, тот плакать об умерших не станет. Можно так: начинай с умеренной скорби и восходи к благодушию пред лицом смерти, провожая умерших, как провожают отправляющихся в иную страну на лучшую жизнь».

С ГОСПОДЕМ БУДЕМ

Далее святой апостол Павел говорит: «Если мы верим, что Иисус Христос умер и воскрес, то должны верить, что и Бог тех, кто умерли с верой во Иисуса, приведет с Ним». Эти апостольские слова святитель Феофан Затворник растолковывает нам так: «Скорбь об умерших производит, во-первых, разлука с ними, во-вторых, неизвестность, что с ними будет. Первую причину скорби обессиливает апостол в настоящем стихе, говоря, что, когда явится Господь, Бог приведет умерших опять к нам во взаимообщение; вторую – в последующих стихах, говоря, что они, воскресши, вместе с живыми восхищены будут на облаках в сретение Господу и там всегда с Ним пребудут».

Цель у апостола – не доказать воскресение умерших, а только привести на память всю истину и яснее ее представить, чтоб само собою вышло: так чего же вам скорбеть-то? – Уяснение и оживление в сознании данной истины производит он поставлением ее в связи с Воскресением Господа и кратким изречением, как молнией освещает всю область жизни и смерти. Воскресение мертвых не здесь только, но и везде поставляет святой Павел в зависимости от Воскресения Иисуса Христа (см. Рим. 8, 11; 1 Кор. 15, 12 – 23; 6, 14; 2 Кор. 4, 14). Христос воскресший есть Начаток (1 Кор. 15, 20). Его Воскресение есть задаток воскресения всех. Страхом смерти содержимые через веру в Господа Воскресшего возникают к надежде воскресения и жизни вечной. «Если Христово Воскресение кажется нам достойным веры, то нельзя не веровать, что и мы улучим воскресение, потому что для нас домостроительствуется тайна вочеловечения» (св. Феодорит). Но Воскресение Христово есть не основание только веры в воскресение всех, а и причина самого воскресения. Ибо Христос Господь и все верующие в Него составляют единое тело. Где глава, там и члены; Глава воскрес, Он привлечет к Себе и члены.

Не напрасно помянул святой Павел и о смерти Господа. Смерть Его входит в состав надежды. Он умер за грехи наши, которые очищаются верою в крестную смерть Его. Это и украшает благими надеждами веру в будущую жизнь. Жизнь эту мрачит страх наказания за грехи; смерть же Господа отгоняет этот страх. Смерть Господа не случайна, а необходима, как и воскресение. Тою и другим дух настраивается к надежде и стоит в ней.

НЕ ВСЕ ПРИВЕДУТСЯ

Слова Апостола, что Бог приведет умерших во Христе, подают повод вопросу: что же будет с умершими не в Иисусе, или с неверующими? – святой Экумений решает его так: «Что же, скажет кто, разве не всеобщее будет воскресение, как будто неверующие не воскреснут? – Нет, не то, – а что не все приведутся. Ибо приведену быть означает восхищение на облаках и приведение пред лице Судии. Верные, не ложно носящие сие имя, восхищены будут на облацех в сретение Христа, а неверные долу будут ожидать прибытия Его, не будучи достойны сретить Его».

Мысль эту заимствовал он у святого Златоуста, который пишет: «Апостол говорит здесь не о воскресении только, но о воскресении и чести, какою будут окружены верующие в состоянии прославления. В воскресении, говорит, будут участвовать все, но в славе – не все, а только усопшие во Христе. И так как он хочет утешить их, то утешает не только говоря о воскресении, ибо они уже знали о нем, но и о великой чести и скорости, с какою последует воскресение».

Готовясь вступить на спасительный путь Великого поста нам необходимо помянуть всех от века усопших христиан, всех наших близких и знаемых. Это наш долг и упование. Кто в земной жизни приносит молитвы за усопших отцев и братьев, может надеяться на молитвы и о самом себе, когда будет в этом особенно нуждаться.

Продолжение следует

 

(2)