ВОСХОЖДЕНИЕ К ВОСКРЕСЕНИЮ (беседа первая)

ИСЦЕЛИ ДУШУ МОЮ…

В Православии главным праздником является Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня, а главным постом – Великий, или, как с древности называет данный период строгого духовного и телесного воздержания Церковь Божия, ­– святая Четыредесятница.

 Можно образно уподобить Светлое Христово Воскресение вершине самой высокой духовной горы, на которую стремится подняться душа человеческая, стремящаяся к своему Создателю. А святая Четыредесятница в духовном же смысле есть восхождение к этому Воскресению. И восхождение не только к конкретному и главному торжеству христианства, но и восхождение, приближение к личному воскресению каждого христианина. В дни ожидания весны как времени года мы говорим о весне человеческого духа, которой и является Великий пост.

Церковь ежедневно возносит слова славы и благодарения Источнику всякого добра – Господу, Творцу этого мира и Попечителю о нем. Кульминацией одного из обязательных ежедневных церковных богослужений – утрени – является славословие Господу. В обычные дни оно читается, а в начале больших праздников торжественно поется церковным хором.

В великом славословии Господу есть такие прекрасные слова, исходящие от каждого сердца, стремящегося лучше узнать своего Бога и Творца: «Исцели душу мою …» Эти слова, соединенные с сердечным сокрушением, вырываются из души человека, живущего наполненной духовной жизнью; а значит и церковной жизнью. Ибо, как может быть человек духовным без Церкви?! Это невозможно!

О МИРЕ ВСЕГО МИРА

Ведомые Святой Церковью, православные христиане в начале каждого гражданского года традиционно встретили и торжественно отпраздновали событие Рождения Спасителя, трепетно и подробно вспомнили все, связанное с детством и отрочеством Иисуса Христа, Сына Божьего; духовно радовались, видя Его Крещение в водах иорданских.

Ежегодно 15 февраля мы вспоминаем событие из младенческой жизни Спасителя, когда на сороковой день по Рождении Он Своей Пречистой Матерью был принесен в Иерусалимский храм в соответствии с ветхозаветным законом…

Младенец Христос протягивал Свои ручки к праведному старцу Симеону, смотря на мир глазами ребенка, с любовью, даря нашему миру мир и покой. Не случайно сказано в тропаре праздника Сретения Господня «…умири во бранех жительство наше, едине Человеколюбче», что значит «даруй мир обществу среди войн, и укрепи, как единственный Человеколюбец».

Как нуждается наш мир в умирении, в покое, в тишине, в истинной радости! Верующие люди, сыны мира молятся о прекращении войн, а сами христолюбивые воины ценой своих жизней приближают этот мир.

Как достичь этого состояния? Как исцелить этот мир? Как исцелить душу человека и всего этого мира? Только с помощью Божией, только постоянно пребывая под кровом Бога Всевышнего. Пути к решению этих задач начинаются в Церкви, и им, в частности, посвящен Великий пост. Святая Церковь ежегодно загодя начинает готовить своих чад к началу спасительного пути святой Четыредесятницы. Очень мудро поступает человек, который начинает эту подготовку, внимая духовному гласу Матери-Церкви. Она, чадолюбивая, делает все для того, чтобы мы лучше поняли смысл Великого поста и правильно подготовились прежде, чем на него вступить.

ДЕРЕВО ЗАКХЕЯ

В событии Сретения Господня Новый Завет Божий встретился с уходящим Ветхим Заветом. В мир людей Его Создатель пришел для того, чтобы «прежде падший воскресить образ» (тропарь Предпразднства Рождества Христова), преобразить, обновить душу человека и человечества.

Весна человеческого духа, святая Четыредесятница обязательно должна приносить духовные плоды, преображать душу христианина, делать ее ближе к Царству Небесному, вселение в которое может и должно начинаться уже здесь, в земной нашей жизни. Кроме недель, или лучше сказать на языке нашей Церкви, седмиц Великого поста, есть еще и подготовительные седмицы к началу самой святой Четыредесятницы. Одним из первых подготовительных воскресных дней и следующим за ним дням данной седмицы является Неделя (т.е. воскресение) о Закхее. В текущем году этот день пришелся на 2 февраля.

Хотя официально, данная Неделя не называется подготовительной к посту, но по факту такой является. Название этому воскресному дню дает евангельское чтение, звучащее за Божественной литургией. В нем говорится о встрече человека по имени Закхей с Богом.

Мытарь Закхей – «праведный, справедливый» – по имени (ибо это означает его имя), был по своим делам человеком грешным.

Мытницы в древнем Израиле – это места сбора налогов с населения. Причем, материальные средства собирались для римской казны: Иудея находилась под пятой Рима. В мытницах, т.е. в налоговых учреждениях, трудились мытари. Они правдами и неправдами собирали налоги с населения, применяли насилие и, конечно же, утаивали средства для собственного обогащения.

Евангелие сообщает, что Закхей был начальником мытарей в городе Иерихон (который и ныне есть в Святой земле), и Бога не боялся, и людей не стыдился. Сегодня мы назвали бы такого человека коррупционером, то есть в широком смысле слова, лицом, злоупотребляющим властными полномочиями и служебным положением, а также доверием общества и государства в личных или корпоративных интересах, то есть продажным должностным лицом.

Но именно этот грешнейший многих грешников удостоился войти в церковную историю. Вошел он в нее потому, что дал образ первых шагов падшего человека навстречу Господу. Да, начальник над сборщиками налогов в древнем Иерихоне много нагрешил, многих обманул, многих обокрал, но, услышав об Иисусе и поверив в Его мессинианство, он очень захотел Христа увидеть.

Однако, как ни старался Закхей, он не мог этого сделать: Спасителя всегда окружало большое количество людей, а наш евангельский персонаж был человеком маленького роста. Однако Закхей не случайно получил должность в налоговой инспекции и достиг высот в профессии. Зная, что путь Спасителя будет пролегать рядом с большим и высоким деревом, наш грешник забрался на эту смоковницу и стал ждать. Он не рассчитывал на что-то большое, он просто хотел посмотреть на Мессию, хотел просто увидеть Его, увидеть Бога.

Сердце грешника было «черным» не до конца, оно жаждало очищения и обновления, оно томилось под тяжестью грехов. И произошло спасительное: Христос не только подошел к смоковнице, на которую взобрался Закхей, но и остановился под ней, поднял Свой Божественный взор на человека и сказал удивительные слова: «Закхей, поторопись слезть, сегодня Я должен быть в твоем доме» (Лк. 19:2-5). Безмерно милосердие Божие! Сам Творец мира говорит о том, что Он должен(!) быть в доме грешника…

НАЙТИ И СПАСТИ

Закхей быстро слез с дерева и принял Бога в своем доме. Он приготовил щедрую трапезу и позвал друзей. Окружающие его люди  и соседи Закхея недоумевали: что может делать Мессия в доме великого грешника (см. Лк.19:7)? В евангельском эпизоде с Закхеем бездушное дерево проявило к грешнику больше гуманности, чем сродный и единый с ним по естеству человек. Естество дерева сделалось опорой, помощью человеку, устремляющемуся к Богу, ищущему с Ним встречи. А люди стали препятствием своему ближнему. Можно сказать, что в этом случае люди и дерево поменялись своими природными качествами. Люди стали бездушными, а бездушное дерево приняло на себя роль ближнего, сострадающего и помогающего человеку прийти к встрече с Богом. Разумный человек через послушание греху стал неразумен в своих действиях и, идя против своего ближнего, одновременно, идет против своего Творца, наделившего его разумом и душою. Неразумное же и бездушное по природе дерево невольно исполнило волю Своего Создателя, послужив Ему в спасении человека.

А в доме грешника Закхея тем временем происходило удивительное и спасительное событие. Принявший Христа начальник налоговиков искренне и со слезами покаялся в своих грехах, пообещав Богу половину(!) своего имения раздать нищим, а всем тем, кого он обидел, возместить убытки в четырехкратном размере! Покаяние Закхея, его стремление исправить свою жизнь – это как раз то, зачем Бог, став человеком, пришел в мир людей. Иисус Христос, принимая покаяние Закхея, называет его истинным сыном Авраама, то есть по-настоящему верующим человеком (см. Лк.19:9).

Евангельское чтение Недели о Закхее заканчивается словами Христа: «… Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее» (Лк.19:10). Эти Божии глаголы направлены против тех, которые соблазнялись милостью, оказанной старейшине мытарей. В них раскрывается тайна общения Иисуса с грешниками, которое постоянно ставилось Ему в упрек фарисеями. Мечтая только о славе, богатствах и почестях, эти лицемеры забывали что нет величия выше того, которое состоит в благодеяниях, и особенно нравственных, – в научении и исправлении грешников, а потому нисколько не представляли себе и того, чтобы главной целью пришествия Мессии было – «взыскать и спасти погибшее».

И пример жизни покаявшегося Закхея являет откровение о милосердии, о внимании Христа к обращению грешного человека, к самым первым шагам к исправлению.

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

Даже в большие праздники Церковь на время прерывает торжественную радость своих служб с тем, чтобы напомнить нам о грядущем главном посте года, о том, что мы во время поста должны делать. За богослужением воскресных дней, перед чтением Евангелия на утрени, умилительно и душеспасительно звучат слова великого псалма святого Давида «На реках Вавилонских». Этот  псалом поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух.

«У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. На ивах посреди него повесили мы орга́ны наши, ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении: „Пропойте нам из песен Сионских“. Как споем мы песнь Господню на земле чужой? Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего. Вспомни, Господи, сынов Эдо́ма в день Иерусалима, говорящих: „Разоряйте, разоряйте до оснований его“. Дочь Вавилона злосчастная, блаже́н, кто воздаст тебе возмездие твое, которым ты воздала ́ нам; блаже́н, кто схватит и разобьет младенцев твоих о камень».

Псалом «На реках Вавилонских»  – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев, но имеющая ныне не историческое, а духовное содержание. Верующее сердце христианина знает смысл этих строк: в них говорится о задачах всей нашей духовной жизни и Великого поста в частности. Мы знаем, о каком Иерусалиме идет речь, какой небесный град мы никогда не должны забывать даже в дни веселия духовного, помня о греховном плене и о необходимости быть по-настоящему свободными. Знает сердце и о том, каких младенцев надо разбивать о камень… Церковь рассказывает об этом не случайно в период подготовки к Великому Посту. Это не просто урок древней истории: Вавилон был могущественным и процветающим городом Древнего мира. С точки зрения многих народов того времени жить в Вавилоне являлось привилегией. Но из Библии мы знаем, что причиной могущества вавилонской цивилизации было постоянное противодействие Богу Истинному. Именно поэтому в Библии Вавилон символизирует чрезмерную привязанность к мирским благам, которая всегда удаляет человека от Бога. Большинство современных людей вновь погружаются как бы в вавилонский плен, порабощаются материальными достижениями цивилизации.

Нас, христиан, Спаситель освободил из этого пленения. Мы уподобляемся древним иудеям, вернувшимся на развалины родного города, который им только предстоит отстроить в течение долгих лет тяжелого труда, и нам предстоит кропотливая работа по восстановлению Иерусалима и Храма наших души и тела, разрушенных грехом.

ДВЕРИ ПОКАЯНИЯ

Тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице» и «Помилуй мя, Боже…», звучащие на утрени дня воскресного в период Великого поста, уже не обинуясь говорят нам о наших грехах, необходимости исправления жизни и испрашивания милости Божией и помощи Его Пречистой Матери. Эти значимые песнопения сопровождают верующих в дни всей святой Четыредесятницы.

Но, еще готовясь к Великому посту, мы внимаем словам притчи Господней о Блудном сыне. Нет нужды подробно объяснять ее смысл. Скажем только, что она напоминает нам и о нашем вхождении в Церковь Божию, ибо слова притчи о принятии нас грешных в обьятия Отца, о возвращении одежд, о даровании утраченного сыновства, о перстне на руку, об устроенном Отцом пире с закланием тельца упитанного – это не только слова о кающейся душе, принимаемой всегда ее Творцом, но и напоминание о крещении каждого из нас. Никогда не будем забывать об этом акте великого Божьего милосердия, о тех обетах, которые давали мы, вступая под спасительные своды Церкви Христовой. Без сознательного произнесении человеком этих обетов крещения, без твердого намерения отречься от контактов со злом и желании соединиться добру, вхождение в Церковь Божию невозможно.

Следующий важный подготовительный день, который ждет нас – Неделя мясопустная.  Постепенно подходя к Великому посту, Церковь посвящает воскресный день воспоминанию Страшного Суда Христова, о котором Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам в беседе, которую услышат верующие за Литургией в евангельском чтении.

Услышав евангельскую историю о мытаре и фарисее, которая учит нас, как нужно и как не нужно молиться Богу: ибо пост есть время молитвы по преимуществу, в Неделю о Блудном Сыне Церковь, успокаивая и ободряя человека, которого подавляет сознание своей греховности, указывает, насколько милостив Господь к заблудшим, но приходящим к Нему с покаянием. Как  сказано в молитвах церковных, Он принимает таковых с любовью, не понося, без всяких упреков за то, что те натворили, а только с любовью и прощением.

Но есть души твердокаменные, которые не смягчаются этими трогательными примерами –  и для них Церковь предлагает беседу Спасителя о Страшном Суде, чтобы заставить содрогнуться и затрепетать даже затверделое, связанное соблазнами сердце грехолюбивого человека.

(продолжение следует)

Протоиерей Александр Бутрин

(9)