«История — это не просто наука, история — это неотъемлемая часть жизни. Не может быть настоящего, не может быть будущего без прошлого. А история занимается прошлым, и очень часто из того, как мы трактуем историю, из того, как мы её понимаем, какие мы акценты делаем, вырастает то, что мы называем национальным самосознанием. На нынешнем этапе развития России консолидированное национальное самосознание является непременным условием формирования солидарного общества».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
НЕМЕРКНУЩИЙ СВЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Мы всегда будем помнить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Праздник Победы, по праву именуемой Великой, ожидаемый 80-летний юбилей этого важного события побуждают нас к его духовному осмыслению. Каждый раз, когда приближается 9 Мая, праздник Великой Победы, у нашего народа возникает особое настроение. В этот день людей переполняют одновременно самые разные чувства: и гордость, и, конечно, скорбь о погибших. Возникает и множество вопросов, на которые, наверное, мы всегда будем искать ответы, ведь это действительно была величайшая эпопея в русской истории, и сколько бы ни прошло времени, слава героев тех времен никогда не померкнет.
Суть тех событий, историю Великой Отечественной, да и в целом историю России, историю мира, нельзя рассматривать вне духовного, вероисповедального аспекта. Именно такой подход даёт нам ключи к пониманию последней, невиданной дотоле войны и её исхода.
Россия никогда не выступала и не выступает как агрессор, как захватчик чужих земель. Она – всегда освободитель. Все крупные войны, которые обрушивались на нашу страну, в которых России приходилось принимать участие, были инициированы извне. Для меня нет сомнений: суть каждой такой агрессии заключалась в стремлении уничтожить на земле оплот Православия. Эту задачу диавол всегда пытался и пытается решить, используя разные государства, разные демонические личности. И за всю историю нашей православной страны она столкнулась с ситуацией, когда враг рода человеческого преуспел в решении этой задачи не только из-за рубежа России, но и в её пределах.
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ПЕРВЫХ ЛЕТ ВОЙНЫ
Вот почему в начале этой страшной бойни, меньше чем за месяц, фашисты подошли к Смоленску и почти сразу взяли большую часть города. В древнем православном городе на тот момент действовала одна кладбищенская церковь! Последний смоленский архиерей был расстрелян в 1937 году. В знаменитом Успенском соборе Смоленска находился атеистический музей, с портретами Ленина и Маркса на иконостасе. Слугам сатаны – фашистам – была дана возможность притронуться к величайшей сакральной драгоценности православной Руси – Смоленской иконе Божией Матери! После их отступления святыня исчезла. Из документов известно, что они прикасались к святыне своими мерзкими руками и вывезли её из страны при своём отступлении. Будем надеяться, что величайшая духовная святыня, с которой связано у России так много важных исторических событий, по милости Пресвятой Богородицы вернётся к нам вновь, как это произошло со многими державными святынями в последние благодатные десятилетия нынешнего духовного возрождения.
Существует ли взаимосвязь между тем, что наши войска отступили к Смоленску, и тем, в каком состоянии был древний русский город? Связь здесь самая прямая.
Вера в сказку и мифологизирование прошлого – беда на все времена. Приход партии большевиков к власти в России являлся насильственным. По оценкам современных учёных-историков, предположительно только пять процентов населения дореволюционной России могли не поддерживать Государя Императора и Его правительство.
У графологов и историков существуют серьёзные причины сомневаться в подлинности документа отречения царя Николая Александровича Романова от власти. И таких причин много. Но даже если допустить, что отречение всё же было, то в данном документе говорится о передачи власти другому законному наследнику престола – младшему брату царя Николая Михаилу, четвёртому сыну Александра III.
После событий, которые условно будем называть отречением последнего русского царя от управления Россией, в мире явилась новая святыня, данная нам Милосердным Господом, – образ Его Пречистой Матери, который сразу же получил название «Державная». Иконографический смысл этого образа заключается в том, что Царица Неба и земли воссела Сама на Российский царский престол, взяла власть в нашей стране в Свои пречистые руки. Дальнейшие события не скоро, но показали истинность этого заявления.
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С бурным ростом капитализма рабочие фабрик все больше притягивали население деревень, отходившее от сельскохозяйственных занятий и искавшее заработок на вновь появляющихся промышленных предприятиях. Шёл рост класса, который очень скоро стали именовать пролетариатом. Это происходило в связи с быстро развивающимися экономическими процессами и начавшимся во второй половине XIX века активным ростом населения. К концу XIX века большинство бывших жителей деревень уже подрабатывало на фабриках, занималось извозом, нанималось чернорабочими. Некоторые здешние крестьяне, после либеральных и экономических реформ государя Александра II, занимались мелким производством предметов быта. Кстати замечу, что в это время по просьбе увеличивающегося населения рабочих слободок, городов и других мест жительства и труда нового класса происходит их обращение в соответствующие инстанции с просьбами о расширении храмов и строительстве новых церквей. Конец XIX и начало XX века ознаменован и этим процессом. Об этом свидетельствуют нам архивные документы.
И во всём мире, и в самой России происходили мощнейшие сдвиги, в конечном итоге приведшие к глобальным социальным и политическим потрясениям и изменениям. Высшая власть в России, ощущая приближение этих потрясений, шла на разного рода уступки протестным антиправительственным выступлениям. Накопившееся за века недовольство реальным угнетением больших народных масс грозило вылиться в социальные бунты и свержение властей, беспорядки, анархию. Этому способствовали и рост безграмотного населения городов, всё-таки развивающийся нигилизм, отход некоторой части населения от основ христианства и технический прогресс, приводящий к изменению классового состава населения. Критике подвергалась и Церковь, служители которой не всегда и не везде заботились о чистоте собственной духовной и частной жизни. Подливала масла в огонь и не всегда умно и правильно духовно настроенная интеллигенция. Приближались времена, когда могла осуществиться мечта: «кто был никем, тот станет всем».
И начало XX века ознаменовалось революционными потрясениями социально-экономического толка и военными столкновениями ведущих мировых держав. И это происходило не только в нашей стране.
На огромной территории России небольшая кучка людей, назвавшая себя «большевиками», воспользовалась непростой во многом обстановкой и смогла взять власть в свои руки, предложив в качестве своей основной политической программы, по сути, обновлённое христианство. Многие лозунги людей, пришедших к власти в России в начале XX века, схожи с христианскими. И это был идеологический ход, бьющий в цель. Но в основе идеологии коммунистов был один важный, принципиальный пункт: они исключали из неё Бога, Его бытие. И с первых дней захвата государственной власти в России объявили войну Создателю и Его Церкви. О чём говорит хотя бы такой факт: первой скульптурой, появившейся в Москве по желанию большевиков, стал памятник Иуде, скорчившаяся фигура которого грозила небесам кулаком. Он был сделан из гипса и не сохранился. Остались лишь фотографии монумента.
Вопрос социальных потрясений в России и в других европейских странах в начале прошлого века, конечно же, очень непрост, состоит из множества важных пластов, и один из них – это быстрое развитие стран, изменения, которые происходили в экономической и социальной средах этих государств. Данной ситуацией воспользовались ловкие политические и духовные обманщики. Конечно же, нашлись и те, кто им поверил. Последних было множество. Поверив в возможность построения земного рая, они, пренебрегая собственной жизнью, здоровьем и очень часто свободой, стали строителями империи, которая не всуе вновь стала называться великой, но в конце прошлого века претерпела великое же крушение…
ГРЕХ НАВУХОДОНОСОРА
Но в начале XX века, как, впрочем, и во все века бытия святой Руси, нашлись люди, которые не поддались обману обольстителей.
В Священном Писании, в Ветхом Завете, в книге пророка Даниила рассказывается о языческом царе Навуходоносоре. Этот вавилонский царь, захвативший в плен жителей Иерусалима, повелел начальнику царедворцев выбрать среди пленных израильтян молодых юношей из царского и княжеского рода, у которых не было бы никакого телесного недостатка, красивых видом, понятливых в учебе и годных служить в чертогах царских. Бог, в Которого верили и Которому поклонялись пророк Даниил и юноши Ананий, Мисаил и Азария, дал им знание и мудрость, а Даниилу Он ещё даровал разуметь видения и сны. Царь любил и почитал одарённых иноплеменников.
На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние по своему образу и приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и прочим чиновникам, как только заиграет торжественная музыка, пасть перед изваянием ниц и поклониться ему. Не убоявшись грозного тирана, трое иудейских юношей отказались исполнить нечестивый указ, поскольку почитали достойным воздавать поклонение одному лишь истинному Богу. Халдейские чиновники, завидовавшие их высокому положению, не замедлили донести об этом царю.
Услышав о подобном неповиновении, Навуходоносор пришёл в ярость, приказал разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда непокорных. Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу смиренную молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли, жестокость нечестивого царя и испытание огнём. Тогда по молитве святых отроков в печь сошёл Ангел с небес и угасил полыхавшее в ней пламя. Огонь, изойдя из печи, опалил стоявших рядом царских служителей – халдеев, в то время как на пребывавших в печи снизошла прохладная роса и влажный ветер.
Святые принялись воспевать благодарственную песнь Господу Богу. Прославив пресвятое имя Господне, они призвали всё творение вместе с ними петь и превозносить Его во все веки (см.: Дан. 3: 57): ангелов, небеса, стихии и явления природы, землю, воды и горы, животных и сынов человеческих и даже души усопших праведников. Перечислив таким образом все создания Божии, они лишь после этого назвали самих себя как самых малых и смиренных.
Совершая с этими словами хоровод вокруг Ангела, они символически привели всё творение к поклонению Слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь Ангелу, дабы спасти всех. Сам царь Навуходоносор, подойдя к печи, увидел и узнал Его, произнеся при этом слова, предвещавшие обращение языческих народов: «Вот я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен Сыну Божию» (Дан. 3: 25).
Повелев святым выйти из печи, царь вместе со всеми своими людьми увидел, что огонь не имел над ними никакой силы и от пламени не осталось ни единого следа, даже запаха огня. Восславив тогда Господа, Навуходоносор возвратил святым Анании, Азарии и Мисаилу их высокое положение и повелел отныне предавать смерти всякого, кто дерзнёт произносить хулу на Бога.
Можно сказать, что грех языческого царя повторился в России в 1917 году. Известно, что лидеру большевиков, который был человеком невысокого роста, поклоняющиеся ему ставили по всей России изваяния и молились на них, надеясь под его руководством построить на земле рай, забыв о библейской мудрости, о невозможности этого. Один из безумных языческих проектов постройки такого изваяния должен был быть таким огромным, что только в одном его пальце безумцы намеривались открыть пункт питания людей. И этот их проект не осуществился, конечно же…
В акафисте в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы есть такие верные слова: «Витии многовещаннии, непросвещеннии светом истиннаго богопознания, поклонишася златому тельцу. По слову же апостола, всяк любостяжатель есть идолослужитель. Сего ради Божие гневное посещение всему миру зряще, и мы, грешнии, смиренно молим Тя, Владычице: умилостиви Создателя, да потщится гнев Свой праведный преложити на милость и помиловати нас, вопиющих Ти сице».
Господь вразумлял идолопоклонников, но, в отличие от ветхозаветного тирана, новоявленные «новохудоносоры» не раскаялись и не обратились к истинному Богу. А сонм новомучеников Церкви Русской, исповедующих Бога, запечатлевших своей кровью верность Ему, подобно благочестивым отрокам в печи вавилонской, в огне репрессий XX века не погибли, но перешли во светлые Божьи обители, где непрестанно славят Господа.
НОВАЯ РЕЛИГИЯ
Вернёмся к событиям Второй мировой войны. Зададимся вопросом: чем занимались новоявленные «новохудоносоры», советские правители, на протяжении 24 довоенных лет со времени своего захвата власти в России? Они якобы строили и укрепляли её. Но простите, а почему она стала такой слабой с их приходом? На самом деле пришедшие к власти в России безбожники грабили страну, уничтожали её народ, уничтожали то святое, что есть у народа, – Церковь, святыни. Естественно, что при такой античеловеческой, антинародной политике страна была обескровлена и не способна к сопротивлению в той войне.
Большевики предложили нашему народу новую религию. И, как было замечено выше, предложили не без предпосылок к этому. Святитель Тихон Московский, управлявший нашей Церковью в самый трудный период её бытия, с 1918 по 1925 год, смотрел на происходящее тогда в России как на пламя очистительного огня, через которое Господь повёл Русскую Церковь. Удивительны метаморфозы истории: со времён Петра Первого, обезглавившего Русскую Православную Церковь, она 200 лет жила без Патриарха, и его новое избрание в начале XX века шло абсолютно параллельно с взятием власти в стране большевиками, которые после смерти святителя Тихона вновь оставили патриаршую кафедру опустевшей…
Главная проблема большевиков и тех, кто пошёл за ними, заключалась в том, что они жили с идеологией, построенной на самом деле на очень страшных идеях, которые они тщательно скрывали. Посмотрите внимательно на самый первый и главный учреждённый ими орден нового государства – на орден Красного знамени. Из-под алого знамени стыдливо выглядывает пентаграмма или пентакль – перевёрнутая пятиконечная звезда, зловещий символ сатанизма. При этом серп и молот в центре такой звезды не перевёрнуты.
Сама пятиконечная звезда (конечно, не перевёрнутая) – это символ, известный христианству, он есть на некоторых иконах, которые мы не видим сегодня из-за факта дискредитации его большевиками. Ну а в целом всё, перевёрнутое с ног на голову, приобретает, соответственно, и противоположный смысл.
Безбожники вообразили, что можно разрушить Церковь и при этом сохранить у людей патриотический дух. Но как это возможно?! Поэтому, вполне естественно, что страна вступила в войну крайне ослабленной. Миллионы людей находились в лагерях, миллионы были расстреляны и уничтожены. Армия была обескровлена, вся её верхушка – репрессирована. Это чудо Божие, что фашизм был низвергнут и побеждён. Но победа над «коричневой чумой» была одержана ценой колоссальных человеческих потерь и благодаря подвигу, прежде всего, нашего народа.
ПОДВИГ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ
Фашистской армией руководил оголтелый Адольф Гитлер. Цель сатаны – противника Божьего и ненавистника людей – была стара как мир: уничтожить Православие, добить страну, в которой оно ещё теплилось. Важным моментом той страшной войны была битва за Москву, потому что Москва являлась и является для людей святыней. Невозможно было в той ситуации сдать город, как это сделал Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.
В период Второй мировой войны была уже другая страна и другая Москва. И речь действительно шла о выживании целой страны. Народ, несмотря на неоднозначную нравственную ситуацию, начал сплачиваться для защиты своих святынь, для защиты своих городов. Немаловажную роль при этом сыграло и постепенное изменение политики властей по отношению к Церкви. Государственные власти не имели желания потерять страну. Несмотря на всё вышесказанное, отождествлять фашизм и коммунизм нельзя. Советское правительство всегда знало, что Церковь обладает тем потенциалом, который можно использовать для поднятия боевого духа народа, и обратилось к ней.
Об изменении идеологии советских властей в этот период нужно сказать особо, и об открытии православных храмов, в частности. Можно предположить, что эту идею подсказали большевикам сами фашисты. Они стали открывать храмы на оккупированных территориях. То есть это был ключевой момент. Такими действиями оккупанты как бы показывали: вот ваши власти храмы закрывали и уничтожали, а мы пришли и изменили эту ситуацию. К службе в открытых фашистами храмах привлекали наших священников. О нравственном выборе священнослужителей в такой тяжёлой ситуации хорошо рассказано в фильме «Поп». С одной стороны, служить в таком храме было равносильно предательству, а с другой стороны, открывалась реальная возможность помогать людям, находящимся в связи с двойным гнётом в очень тяжёлом положении. И здесь Иосиф Сталин решил пойти на ответный шаг. Но не только политические уловки агрессора побудили его к этому.
В сентябре 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча Сталина с иерархами нашей Церкви, после которой советскими властями было дозволено избрать Патриарха, открыть духовные школы, и были решены многие юридические вопросы, не решавшиеся годами. Это не был акт покаяния власти, прежде всего, самого Сталина, после тех гонений, которые обрушились на Церковь: спустя время эти гонения продолжились. Очень непростым является вопрос оценки вклада Иосифа Сталина в победу. Однако нельзя поддерживать мифы, раздутые вокруг тогдашнего руководителя государства: то, что мы выиграли войну, – это заслуга всего народа, выдающихся полководцев, солдат и офицеров, тружеников тыла и всех людей, отдавших жизнь за свою страну, за её будущее.
Не надо забывать и о том, что резкое изменение политики государства в отношении Церкви было связано, прежде всего, с перспективой открытия второго фронта в Европе. Это было крайне необходимо. Сталин хотел показать англичанам и американцам некое цивилизованное «лицо» Советского Союза. И здесь всплыл вопрос о Церкви, потому что известно, что англичане в Советский Союз направили делегацию, в составе которой был архиепископ Йоркский. Нужно было создать видимость религиозной свободы в СССР, и для того, чтобы произвести положительное впечатление на англичан, вспомнили, что у нас тоже есть Церковь и её глава, Патриарший Местоблюститель, которому, кстати, был запрещён въезд в Москву. Его срочно вызвали, и после кремлёвской встречи Сталина с митрополитами было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха, причём в кратчайшие сроки. В результате иностранцам было представлено, что Церковь в Советском Союзе имеет не просто свободу, но и привилегированное положение.
Конечно же, по-своему это был очень циничный акт, но для Церкви он имел огромное значение, потому что с этого момента кровавые и масштабные гонения были приостановлены или, скажем, уменьшились. Период после 1943 года и вплоть до смерти Сталина был относительно благополучным в жизни Церкви, хотя она и продолжала жить в стеснённых условиях. К чести тогдашнего главы государства, необходимо заметить, что в критический и переломный момент войны, когда враг стоял у стен Москвы и готов был покорить столицу, Иосиф Сталин отказался покидать Москву, хотя всё было к этому готово. Ну а святая блаженная Матрона Московская и вовсе не собиралась покидать Москву. Есть сведения, что глава государства встречался с ней. Вот так непросто и зачастую противоречиво складывается великая история.
ВРАТА ИСТОРИИ И КЛЮЧИ К НИМ
Эти духовные размышления о войне и победе в ней названы «Ключами Истории». Нет сомнения, что у этой войны, может быть, как и у всякой другой, есть разные истории, разные пласты и, соответственно, ключи к их пониманию. Есть история сугубо военная; есть история политическая; есть история духовная – жизнь православного народа во время войны. Существует легенда, что в местах молитв о прекращении этой войны и нашей победе в ней полы были мокрыми от людских слёз.
Мы сейчас говорим о том, что народ согласился защищать Отечество под началом богоборческой власти – это же удивительный акт национального самопожертвования.
Но надо сказать, что с такой постановкой вопроса не все русские люди согласились, поэтому в истории Великой Отечественной войны есть и страница под названием «коллаборационизм», то есть помощь врагу. С этим Россия никогда прежде не сталкивалась – ни в Отечественную войну 1812 года, ни в Первую мировую войну русские люди в таких количествах никогда не выступали на стороне врага. В таком случае можно ли говорить здесь о национальной жертве?
Ответ прост: вся история нашего участия в войне – величайшая жертва, которую принёс весь наш народ в целом и каждый человек в отдельности. Среди нас нет, наверное, людей, чьи предки не стали бы жертвами этой войны. С самого детства я слышал много историй об этой войне от её участников, фронтовиков и тех, кто мучался в тылу, выкапывая из замёрзшей земли остатки картофеля, пугающегося от рёва фашистских самолётов, летящих на бомбёжку Москвы. Мой родной дед потерял правую руку ещё в финскую кампанию 1939 года. Я помню его, молчаливого и задумчивого. И другой дед, тоже Иван и тоже воевал. Помню и его, уже очень старого и седого, рязанского мужичка, защитившего нашу Родину. Член нашей семью по линии супруги, раба Божия Зоя пошла на эту войну 18-летней девушкой, прошла все огненные испытания и вернулась живой. Царство Небесное всем защитникам нашей славной Родины. Можно сказать, что у каждого из нас с этой войной связаны подобные истории. Поэтому нам небезразлично то, что происходило тогда и как наш народ откликнулся на эту беду.
Действительно, были случаи коллаборационизма, были случаи предательства, отвратительное власовское предательское движение. Даже в казачестве существовали разные направления: были те, которые встали на сторону Советской армии, и те, которые воевали на стороне врага. Но всё это нередко было связано с репрессиями перед Второй мировой войной. Опять же, картина эта очень сложная, многосоставная, но самое главное – народ всё-таки сплотился для защиты страны, Отечества, святынь, своих городов; сплотился вопреки действиям власти, несмотря на те гонения, которые власть развязала против собственного народа. Вот почему нам дорога победа в этой войне. Именно поэтому мы не можем говорить о ней без трепета, без преклонения перед памятью людей, отдавших жизни ради нынешних поколений.
ЦЕРКОВЬ И ВОЙНА
Русская Православная Церковь подошла к страшному испытанию в почти разрушенном виде. Десятки, сотни пастырей, архипастырей были уничтожены или находились в лагерях. Но не война, а Господь спас Свою Церковь. Исторические обстоятельства могут складываться по-разному, но действительно к тому времени и Церковь была абсолютно обескровлена, практически физически уничтожена. Перед войной на всей территории Советского Союза оставалось около ста действующих храмов, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы; всего четыре архиерея, а до революции их было около 300! Практически Церкви, как таковой, не осталось. Но интересно, что в первый же день войны, когда ещё Сталин молчал и руководство страны было в растерянности, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к народу с горячим призывом встать на защиту Родины.
Это удивительное послание. Ведь митрополит Сергий его написал в тот же день, когда было объявлено о начале войны, – 22 июня 1941 года. Сталин со своей речью обратился только через 12 дней, а реакция архипастыря была мгновенной и абсолютно точной, такой, какой только могла быть реакция настоящего священнослужителя и истинного патриота. Церковь сохраняла свою силу даже тогда, когда от неё оставался один процент духовенства, епископата. Церковь оставалась огромной духовной силой, которая помогала людям в те страшные годы. Мы знаем очень много историй военного времени, когда священники выходили на боевые позиции, спасали раненых, когда в тылу врага, на оккупированных территориях разворачивались православные миссии, как, например, Псковская миссия, о которой никто практически ничего не знал до недавнего времени, когда историки стали о ней говорить.
ВЫРАЗИТЕЛЬНИЦА НАРОДНЫХ ЧАЯНИЙ
В какой стране мы живём сейчас? Ныне Православие занимает совершенно особое место в истории и культуре народов исторической Руси, является прочной основой их духовных и культурных традиций.
Мы призваны бережно хранить национальную историческую память, не забывать о своих духовных истоках и не допускать ложной трактовки исторических событий, касающейся в том числе и переосмысления роли народов-победителей в Великой Отечественной войне. Народы исторической Руси объединяет не только культура и традиции – нас объединяют общие духовно-нравственные ценности и православная вера, принесённая на наши земли святым равноапостольным и великим князем Владимиром. Задача особой важности для нашего общества – сохранить духовное и культурное единство братских славянских народов, вышедших из крещальной днепровской купели.
Русская Православная Церковь, как и в предыдущие века, сегодня является выразителем чаяний миллионов верующих России и других стран канонической ответственности Московского Патриархата и стремится содействовать подлинному единению и духовно-нравственному просвещению народов, сохранению и приумножению богатого духовного и культурного наследия, завещанного нам святым равноапостольным князем Владимиром.
Будем помнить и знать историю страны, будем свято беречь духовные ключи к пониманию истории. От этого зависит наше настоящее и будущее.
Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин, клирик храма Державной иконы Пресвятой Богородицы г. Фрязино, Щёлковского благочиния Балашихинской епархии Московской митрополии
(4)