Незаметно подошел к концу Великий пост, и наступила Страстная седмица – время скорбное и радостное одновременно. Скорбное потому, что эти дни принадлежат к посту, и в них вспоминаются самые трагические события из жизни Христа Спасителя. Радостное потому, что вся неделя похожа на волну, несущую нас на своем гребне к долгожданному берегу Пасхи. Каждый раз, когда речь заходит о Воскресении Христовом, говорят: «назвать его даже самым большим праздником – слишком мало», «Пасха важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории», «в Пасхе заключена вся суть христианства, весь смысл православной веры». Но что же такого необычного в этом празднике? Почему Воскресение Христово более значимое событие чем, например, Богоявление или Вознесение? Чтобы ответить на эти вопросы достаточно вспомнить жизнь Христа и его ближайших учеников – апостолов. Хорошо было апостолам со Христом. Возвышенные чувства наполняли их сердца, когда они жили вместе с Ним. Они смотрели на Господа своими простыми очами, располагались к своему Божественному Учителю любовью и по-детски восторженно относились к тем делам, которые совершал Христос Спаситель на земле. Радостно им было видеть, как, по слову Господа, закинутая сеть чудесным образом заполнилась множеством рыб. Радостью отозвались их сердца, когда Господь напитал 5 тысяч человек пятью хлебами, а 4 тысячи человек семью хлебами и двумя рыбами. Радостно им было смотреть и удивляться, как Его Божественная сила проявляется в мире физическом, исцеляя больных и бесноватых. И хотя их сердца были объяты страхом, апостолы все же не могли не догадываться, что пред ними не простой человек. «Кто это, что ветры и море повинуются Ему?» — в трепете спрашивали они самих себя, когда Господь укротил на Галилейском море взбушевавшиеся волны. Неизреченной сладостью наполнились сердца апостолов, когда Господь на горе Фаворской преобразился пред ними и явил славу Своего Божества. В несказанный восторг и восхищение пришли их сердца, когда на их глазах Господь проявил Свою силу и благодать над Лазарем четверодневным, воскресив его от мертвых. Созерцали они торжественный вход в Иерусалим своего Учителя и Господа. И видя, сколь дивны, сколь непостижимы дела Спасителя на земле, они пришли к твердому убеждению, что ничто печальное, ничто оскорбительное не может коснуться Христа. Они полагали, что отныне им всегда будет радостно, что скоро наступит обетованное Царство Божие, о котором некогда Господь возвещал чрез Своих пророков. Но они, конечно, ошиблись. Ночь, страшная ночь уже приближалась. И об этой таинственной ночи предвозвестил Господь: «В сию ночь все вы соблазнитесь о Мне». Апостол Петр, равно как и другие апостолы, не мог с этим согласиться. На Тайной Вечери он заверял Христа: «Господи, мы с Тобою готовы и на смерть, мы положим жизнь свою за Тебя!» Но апостолы еще не познали своей немощи, не могли также представить и тех крестных страданий, для которых Господь сошел на землю, чтобы спасти человечество. Страшная ночь наступила. Вот уже Иуда ведет богоубийц в Гефсиманский сад, где молился Спаситель. И когда апостолы увидели это, тогда все их убеждения, все их утверждения и надежды о Христе, соприкоснувшись с областью зла, с областью греха, начали рушиться, так что действительно стали исполняться слова Христовы: все соблазнились о Нем. В это время в сердцах и умах апостолов возникали сомнения: кто же пред ними был, кто же Тот, с Кем они вкушали пищу, от Кого они получали учение и глаголы вечной жизни? Он был светом для них. А теперь? Прежде апостолы знали, что Христос имеет власть скрыться от преследователей. Так уже было в Назарете, когда люди хотели схватить Его и сбросить с горы, а Христос, как сказано в Евангелии, «пройдя посреди них, удалился». Тогда Он проявил Свою чудесную силу, но почему же теперь Он предается в руки беззаконников, дозволяет предателю Иуде поцеловать Себя? Почему Этот божественный Свет предает Себя добровольно на растерзание озлобленной толпе? Почему? Так одно за другим возникали сомнения в сердцах апостолов. Только Воскресение Христово дало возможность апостольскому кругу узнать в делах и словах Воскресшего — Самого Бога, бывшего среди них, воля Которого состояла в том, чтобы смирение и уничижение, воспринятые Единородным Сыном, были исполнены полностью. Во Христе все свидетельствует о Его божественности, но воспринимается это свидетельство только после Воскресения. Именно поэтому все святые отцы Церкви говорят о Христе в свете Его Воскресения. Их творения, как и Евангелия, были написаны уже после Пятидесятницы (сошествия Святого Духа) и отражают понимание учениками новозаветной истории именно в этой перспективе, они смотрят на Христа как на Воскресшего и Прославленного Господа. На современном языке такое восприятие называется ретроспекцией — воспоминанием того, что было подлинно, но пребыло неузнанным. Христос говорил: «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30) — поэтому христианская община после Воскресения делает вывод о Его божественности. В восприятии Воскресения Христова очень важно сохранять и элемент неожиданности: то, что оно произойдет, для современников Христа не было очевидным. Воскресение стало парадоксальным божественным ответом на величайшую попытку сил зла в истории сокрушить добро. Именно в Воскресении мессианство Христово приобретает царственные черты — то, чего от Иисуса требовало Его окружение перед Крестным Страданием. Воскресение Христа — это настоящий переворот в мироздании, победа жизни над смертью. Отсюда становится понятным поистине победный и триумфальный гимн святителя Иоанна Златоустого – Огласительное слово на Пасху: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь»
(4)