Назвать Пасху праздником, пусть даже и самым большим – слишком мало. Она важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории, потому что воскресший Христос открыл перед людьми путь «обновленной жизни» (Рим. 6:4), даровал силы бороться с грехом, стяжать праведность, обрести спасение в Царстве Небесном. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Именно поэтому и празднование Воскресения Христова Церковью совершается на протяжении сорока дней.
Стремясь достойно встретить воскресшего Христа-Жизнодавца, многие в дни Великого поста трудятся духовно и телесно, укрепляясь в вере, праведности, смирении, жертвенности и любви, как учили святые отцы, «собирая великое богатство добродетели». Праздник Воскресения согревает людские сердца и дарит им радость жизни в вере, которая, как говорил святитель Филарет Московский, «открывает душу для принятия благодати». Пасха Господня озаряет своим неземным светом всех людей, привлекая ко Христу и еще не познавших Его.
Перед крестными страданиями Господь сказал апостолам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1), тем самым укрепляя и в нас уверенность в том, что Воскресший Христос поможет преодолеть все тревоги и нестроения, раздоры и бедствия, встречающиеся в жизни. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Кто способен глубоко усвоить мысль о Воскресении, будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого!»
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, несмотря на увещевания Церкви не совершать подобных «паломничеств» в светлые дни. Традиция эта достаточно древняя и не ограничивается советским периодом, как об этом часто пишут. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что выступает против наших усопших родственников. Праздник Воскресения Христова, как уже было сказано, величайшая радость всего мира, просто несовместимая с печалью (для большинства же людей посещение кладбища отнюдь не связано с радостными чувствами). К тому же церковный устав предоставляет множество дней в течение года для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, говорит, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Митрополит Сурожский Антоний (Блум), буквально, вторит ему: «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Именно поэтому Церковь и призывает верующих в день Пасхи воздержаться от посещения кладбищ ради великой радости о воскресшем Спасителе мира.
Иными словами, верующий в случае пламенного желания поделиться пасхальной радостью с усопшими родственниками и при невозможности сделать это в другой день может пойти на кладбище на Пасху после службы. При этом человек, если он действительно желает принести пользу и себе, и своим усопшим родственникам, должен на могиле не куличи и пасхальные яйца раскладывать, а пропеть всерадостное «Христос воскресе из мертвых…».
Воскресший Христос тем и проявляет свое неотступное пребывание в нашем мире, что многие, услышав Его Имя, прочитав Его слово, вкусив Его Тайн, сбрасывают свои собственные погребальные пелены и, подобно бабочке из кокона, выпархивают ввысь, чтобы летать и жить новой жизнью. Именно в этом – смысл празднования Воскресения Христова. Если мы не воскресаем от жизни мертвой и смердящей, если мы не поднимаемся и не начинаем ходить после долголетнего лежания во гробе (нерадения, уныния, ненависти, косности в заблуждениях), то вера наша тщетна (1 Кор. 15:14).
Важно памятовать и о том, что быть христианином и исполнять заповеди Божии должно не только в определенное время церковного года, когда мы приходим освятить куличи и заходим в храм по пути на кладбище, но и во все дни нашей жизни. Лишь тогда мы сможем выбраться из духовной пустоты и царствующего в мире эгоизма, увидеть свет Воскресения, воспринять его как путеводный ориентир в нашем шествовании из ада к Небесному Граду.
(23)